Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Новости

26.09.2022
В Менделеевске прошло торжественное открытие трех дорог, расположенных в поселке для многодетных, СНТ «Дружба 1-5» и по улице Октябрьская. Всего на работы было потрачено 252 млн рублей.
«На новую дорогу в поселке для многодетных было направлено 90 млн рублей, дорога в СНТ „Дружба 1-5“ обошлась в 22 млн рублей, по ул. Октябрьская — в 140 млн», — уточнили «Татар-информу» в администрации Менделеевского района РТ.
Так, в поселке насчитывается более 400 домовладений. Здесь было проведено щебенение дорог общей протяженностью 8,3 км. В 2023 году запланировано провести освещение, газоснабжение и водоснабжение.
Дорога в СНТ «Дружба 1-5, общая протяженность которой составила 2,5 км, построена по республиканской программе садоводческого движения. Улучшение дорожных условий позволит увеличить огородный сезон.
На 2023 год запланировано провести освещение и водоснабжение. Также задумано разбить парк возле стадиона и сделать к нему спуски с велодорожками.
Дорога по ул. Октябрьская возведена по национальному проекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Здесь обновлено 1,4 км асфальтового покрытия, благоустроена территория и установлено новое освещение.
Национальные проекты реализуются начиная с 2019 года согласно поручениям Президента РФ Владимира Путина.
Источник: tatar-inform.ru
23.09.2022
Башкирская Республика занимает во многом уникальное и выгодное транспортное положение в стране: она находится на перекрестке крупных дорожных артерий России. При этом по протяженности автомобильных трасс занимает второе (!) место, уступая только Алтайскому краю. Их общая длина превышает 49,8 тысячи километров.
Сегодня дорожная сфера в Башкирии выступает мощнейшим драйвером для развития сопутствующих отраслей промышленности и логистических цепочек, создания новых рабочих мест, а также повышения транспортной доступности туристических кластеров региона.
«Общий объем дорожного фонда Башкортостана на 2022 год составляет 35,1 млрд рублей, в том числе 7,2 млрд из федерального бюджета. Общая протяженность автодорог в республике составляет почти 50 тысяч км. Мы занимаем второе место в России после Алтайского края. Через Башкортостан пройдет 200-километровый участок трассы М-12. Скоростная транспортная артерия объединит крупнейшие экономические центры России (Санкт-Петербург, Москву и индустриальные регионы Поволжья и Урала) и важнейшие внешнеторговые направления – Китай и Среднюю Азию. Также мы реализуем собственные крупные инфраструктурные проекты. В следующем году планируем завершить работы на Восточном выезде из Уфы на федеральную автодорогу М-5 «Урал». Все это создает условия для опережающего развития придорожного сервиса. Мы одними из первых в России утвердили концепцию его развития. Сейчас в республике – около тысячи таких объектов. До 2024 года мы удвоим их количество. Модернизируем уже существующие. Сейчас уже реализуется 88 крупных проектов с объемом инвестиций порядка 10 млрд рублей», – подчеркнул премьер-министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров.
Многомиллиардные вливания
В ближайшие годы объемы дорожного строительства в республике будут только нарастать. Об этом, например, наглядно свидетельствует динамика бюджетных вливаний на развитие сети федеральных трасс (проектирование, строительство и реконструкцию) на территории Башкортостана. Как рассказал на международном конгрессе в Уфе «Транспорт и строительство» главный инженер ФКУ «Упрдор «Приуралье» Александр Михайлов, в этом году на эти цели из казны планируется направить 23 млрд рублей, а в 2023–2024 годах ¬– еще 70 млрд рублей. Для сравнения: бюджетные затраты на федеральные дороги, проходящие через республику, в 2020 году составили 3,6 млрд рублей, а в 2021-м – 8,6 млрд рублей.
Среди ключевых дорожных артерий, которые обслуживает и активно реконструирует Росавтодор (ФДА) на территории Башкирии – М-5 «Урал», М-7 «Волга» и Р-240 Уфа – Оренбург.
Большую работу проделали на трассе М-5, протяженность которой в регионе равна 308 км. Из них 124 км трассы уже соответствуют нормам первой категории: имеют 4–6 полос движения. Сейчас реконструируются еще 76 км дороги, которые также доведут до первой категории. В этом году на М-5 планируется ввести 12 км обновленных участков, в 2023–2024 годах – еще 62 км.
«Мы видим, что интенсивность транспортных потоков, в том числе логистических, на федеральных трассах возрастает. На дороге М-5 мы планомерно ведем реконструкцию с 1548 км по направлению к Уфе. Не просто расширяем дорогу, но обновляем инфраструктуру для того, чтобы водители комфортнее чувствовали себя на трассах. Так, меняем традиционные лампы ЖКУ на светодиодные. Вблизи Уфы сейчас монтируем два пешеходных перехода», – привел примеры на конгрессе Александр Михайлов.
Долгожданный обход-дублер
Один из важнейших дорожных объектов на трассе М-7 «Волга» (протяженность ее участка в Башкирии составляет 186 км) – возведение нового 65-километрового обхода пяти сел: Исаметово, Верхнеяркеево, Ишкарово, Лаяшты и Асяново.
«Сегодня М-7 проходит прямо по середине этих населенных пунктов. Их жители ждали строительства новой дороги очень долго. Поэтому трудно переоценить значение этого объекта», – отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александр Булушев.
Дублер позволит перенаправить сюда транзитный транспорт, проезжающий по автодороге М-7 «Волга», и улучшить в том числе экологическую обстановку в этих территориях. Александр Михайлов добавил, что по этому проекту удалось в рекордные сроки выполнить ПСД, пройти Главгосэкспертизу и провести конкурс на выбор подрядчика.
«Все это сделали за полгода – по новому направлению это дорогого стоит. Здесь не могу не выразить слова благодарности правительству республики и профильным министерствам региона. Нам удалось так быстро подготовить проект еще и потому, что с нашими коллегами в регионе уже давно вынашивали эти планы. Совместные наработки пригодились после того, как Владимир Путин дал указание продлить трассу М-7 до Екатеринбурга», – пояснил Александр Михайлов.
Сейчас на обходе уже развертывают подготовительные строительные работы. Здесь обустроят четырехполосную трассу, шесть транспортных развязок, два моста, а также 18 тоннельных путепроводов для проезда сельскохозяйственной техники. Параллельно приведут в порядок «старый» участок федеральной дороги через пять населенных пунктов: уже в 2023 году здесь завершат капремонт.
Также продолжится реконструкция на стратегическом направлении трассы «Волга» – в сторону Уфы. В 2024 году должны расширить дорогу до четырех полос на участке 1231–1251 км.
В целом сегодня на М-7 от четырех до шести полос имеют 72 км дорог. Еще на 86 км ведутся работы, которые позволят в 2024 году привести эти участки к нормам первой категории.
«Основные усилия по федеральным трассам направлены на реконструкцию существующих дорог и строительство дополнительных артерий. Уже совсем скоро и по башкирским трассам можно будет ездить с разрешенной скоростью 110 км в час, что, несомненно, скажется на пропускной способности этих дорог», – сообщил премьер-министр правительства Республики Башкортостан Андрей Назаров.
Дороги туристам!
Власти республики не оставляют без внимания региональные и межмуниципальные дороги, протяженность которых превышает 13,5 тысяч км. Общий объем дорожного фонда Башкирии на этот год равен 35,1 млрд рублей, из них почти 80 % – собственные средства.
«У нас территориальный заказ детализирован, расписан на три года по муниципалитетам и дорожным объектам. Это обеспечивает прозрачность расходования средств. В 2022 году в республике планируется завершить реконструкцию 61 км дорог и трех мостов, отремонтировать 382 км трасс и десять мостов», – сообщил на конгрессе «Транспорт и строительство» руководитель ГКУ «Управление дорожного хозяйства Башкирии» Артем Шамхалов.
По его словам, сегодня одним из главных направлений развития республиканской экономики является развитие туристической привлекательности региона. Поэтому особое внимание уделяется транспортной доступности достопримечательностей.
«Башкирия расположена в южной части Уральских гор: здесь уникальный ландшафт, республика богата природными парками, историческими и архитектурными памятниками. Поэтому ремонт участков дорог, которые ведут к местам притяжения туристов, – одна из приоритетных задач. Активно проводим такую работу в Благовещенском, Уфимском, Стерлитамакском и Красноусольском районах. Кроме того, по распоряжению главы Башкирии Радия Хабирова продолжается обустройство придорожной инфраструктуры (площадки для остановки и стоянок автомобилей, туалетные модули) и туристических знаков. В 2019–2021 годах установили 377 таких знаков, в этом году появится еще 64», – рассказал Артем Шамхалов.
Он добавил, что в республике сформирована опорная сеть региональных дорог. Одна из ее задач – обеспечение безопасности передвижения. На начало этого года доля автодорог, входящих в опорную сеть Башкирии и соответствующих нормативному состоянию, была равна 59 %. К 2027 году этот показатель должны довести до 87 %. В 2022–2024 гг. на опорную сеть выделят 7,4 млрд рублей из регионального и федерального бюджетов.
«В этом году планируют привести в порядок 163 км трасс, которые включены в опорную сеть», – отметил Артем Шамхалов.
По его словам, при реконструкции и ремонте региональных дорог сегодня активно используют новые технологии. Среди них – применение метода холодного ресайклинга, битумных вяжущих материалов PG-марок, инертных материалов.
«Южные ворота Уфы» и новый финансовый инструмент
Как подчеркнул Александр Булушев, власти республики чувствуют надежное федеральное «плечо» в дорожной сфере.
«Мы благодарны столичным коллегам за поддержку наших проектов и развитие федеральной сети на территории республики, а также одобрение правительством страны двух наших заявок на инфраструктурные бюджетные кредиты. В частности, благодаря этому получили возможность реализовать проект «Южные ворота Уфы». Он позволит кардинально преобразовать дорожную сеть в микрорайоне «Кузнецовский затон», реконструировать и построить здесь новые развязки. Очень динамичный проект, который серьезно преобразит транспортную ситуацию в Уфе», – выразил уверенность министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии.
Начальник управления по строительству, ремонту дорог и искусственных сооружений Уфы Константин Паппе добавил, что «Южные ворота» жизненно необходимы в связи с интенсивной жилищной застройкой в этой части столицы Башкирии. По этому проекту предстоит выполнить реконструкцию четырех крупных дорожных объектов на улицах Пугачева и Генерала Рыленко, включая возведение транспортной развязки между ними.
«Также федеральный центр поддержал вторую нашу заявку: выделил инфраструктурный кредит на капремонт, а фактически реконструкцию, Арочного моста, построенного в 1956 году. Если раньше большая часть финансовой нагрузки ложилась на республиканский и городской бюджеты, то сейчас федеральный центр помогает реализовать этот объект. Мы и дальше планируем пользоваться новым инструментом поддержки. Сейчас подали третью заявку: хотим получить инфраструктурный кредит на продолжение реконструкции улицы Айской», – заявил на конгрессе Константин Паппе.
Источник: Федерал Пресс

23.09.2022
В Кузбассе началось строительство моста через Томь на северо-западном обходе Кемерова. Как сообщают в региональном министерстве жилищно-коммунального и дорожного комплекса, работы ведутся одновременно на обоих берегах.
— Строительство этой дороги очень важно для Кузбасса. Такая скоростная трасса в обход Кемерова позволит значительно освободить дороги города от большегрузного транспорта, который разрушительно действует на дорожное полотно. Кроме того, за счёт снижения выбросов улучшится экологическая ситуация, — отметил губернатор Сергей Цивилев.
Общая протяжённость моста составит около 885 погонных метров. На правом берегу уже провели штамповые испытания грунта, пробурили первые две скважины и приступили к изготовлению арматурных каркасов буронабивной сваи нового моста. На левом — идёт подготовка стройплощадки.
Обход относится к I технической категории. Это будет дорога протяжённостью 47,6 км с двумя полосами движения в каждом направлении и с разделительным металлическим барьерным ограждением. Разрешённая скорость составит 90 км/ч. На объекте предусмотрели строительство четырёх транспортных развязок и 12 мостовых сооружений, в том числе мост через реку Томь, а также экодук. В 2020 году был утверждён первый национальный стандарт, регулирующий требования к строительству экодуков.
Источник: kuzbass85.ru

22.09.2022
Власти Татарстана планируют создать программу развития опорной сети дорог республики и связать дорогами, рассчитанными на грузовой транспорт, все районные центры. Об этом рассказал  министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов в ходе сессии "Региональные дорожные артерии в концепции развития федеральных дорог" Первого Международного конгресса "Транспорт и строительство", который проходит в Уфе.
"Мы поставили себе задачу в продолжение опорной сети [дорог] РФ готовить программу по опорной сети Республики Татарстан, соединить все райцентры республики, которые со временем подключились бы к опорной сети РФ. Произошла бы та самая бесшовная логистика, когда любой автомобильный транспорт грузоподъемностью 11,5 тонн на ось мог бы доехать до любой точки", - сказал Ханифов.
Он отметил, что важно доводить такие дороги до речных портов, грузовых причалов и железнодорожных станций. "Задача сложная и дорогая. Но по времени мы с вами не ограничены, поэтому ничего не стоит запланировать работу до 2030 года", - отметил Ханифов.
В разговоре с ТАСС он добавил, что сейчас в республике в нормативном состоянии около 80-85% дорог. При этом создание опорной сети дорог поможет увеличить этот показатель. Министр рассказал, что всего в Татарстане 40 тыс. км дорог, дорог опорной сети РФ - менее 3 тыс. км.
Первый Международный конгресс "Транспорт и строительство" проходит в Уфе 20 и 21 сентября на территории парка "Конгрессный". Участники обсудят в том числе вопросы цифровизации, импортзамещения, а также применения новых технологий, антикризисных мер и реализацию программ поддержки ведущих отраслей экономики. Страной - партнером Первого Международного конгресса "Транспорт и строительства" выступает Белоруссия.
Источник: ТАСС
22.09.2022
Благодаря нацпроекту уже в 2019 году доля региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, увеличилась до 66,89%. Среди участков: дорога от Салехарда до аэропорта окружной столицы, Ноябрьск – Вынгапуровский, подъезды к городам Ноябрьск и Тарко – Сале.
Наиболее значимым для жителей автономного округа стало строительство дороги Салехард – Надым в 2020 году. В рамках нацпроекта здесь построили участок длиной около 51 километра. Также было отремонтировано 15 километров дорог в Салехарде и Лабытнанги.  
В прошлом году самым крупным объектом дорожников стал ремонт участка региональной трассы от Карамовского поста в сторону Губкинского – почти 21 километр дорожного полотна. Продолжились работы в окружной столице и городе Лабытнанги. В Салехарде привели в порядок порядка трех километров дорог – это улицы Чубынина, Маяковского и Почтовая. В Лабытнанги работы велись на 6,12 километра дорог на Школьной, Северной, подъезде к АЗС и подъезде к станции Обская. На всех объектах отремонтированы проезжая часть и тротуары.
Источник: yanao.ru

21.09.2022
Иркутская область нуждается в поддержке со стороны федерального Центра для сохранения своего туристического и инвестиционного потенциала. Об этом заявил губернатор региона Игорь Кобзев на расширенном заседании Комитета Совфеда по экономической политике 20 сентября.
Глава субъекта отметил, что в пятой по территории области просто необходимо заниматься транспортной доступностью отдаленных населенных пунктов. Это одна из первых проблем, с которой обращаются граждане. Они ставят ее даже выше, чем медицину и ЖКХ, рассказал Кобзев. Регион ежегодно тратит средства на строительство дорог, но их не хватает, так как еще более восьми тысяч километров остаются без асфальтобетонного покрытия.
Председатель правительства Иркутской области Константин Зайцев рассказал на заседании комитета, что по итогам семи месяцев 2022 года регион входит в десятку лидеров страны по ряду направлений, в том числе по объему строительства и инвестиций.
Однако особенно обострен вопрос с транспортной доступностью. Так, старый аэропорт Иркутска находится в черте города, а площадку для строительства нового не согласовывает Минобороны. Попытки привлечь инвесторов не дают положительного результата, поскольку неизвестно, будет ли предоставлен необходимый участок земли. Это влияет на возможность принимать туристов, прилетающих на Байкал, и развивать перевозки, объяснил Зайцев.
Также три аэропорта в области находятся на грани закрытия, так как их поддержка не предусмотрена госпрограммами. Например, в селе Ербогачен аэропорт построен из дерева и из-за состояния взлетно-посадочной полосы не может работать в межсезонье, поэтому жители ближайших населенных пунктов на три месяца в году остаются без транспортного сообщения.
Представители региона попросили Совфед помочь с решением этих проблем на федеральном уровне, чтобы сохранить потенциал Иркутской области.
«Без решения этих проблемных вопросов мы затормозим и развитие туризма в регионе, который считается одним из наиболее привлекательных для туристов со всего мира, но, самое главное, оставим жителей северных территорий Иркутской области без продовольствия, медикаментов, прочих грузов и поставим под угрозу исполнение крупных инвестиционных проектов, важных для всей нашей страны», — сказал губернатор.
Источник: pnp.ru
21.09.2022
Как рассказали в управлении дорог администрации Владивостока, в настоящее время подрядная организация «ИнвестСтройТорг», которая была привлечена в рамках муниципального контракта, проводит на дороге земляные работы. Выполняется планировка, скальным грунтом обустраивается основание и организуется водоотведение. Затем специалисты уложат асфальт и смонтируют на опасных участках барьерное ограждение.
Работы по обустройству дороги разбиты на несколько этапов. Первый из них был завершен в прошлом году. Тогда был заасфальтирован участок длиной 1,3 километра от Университетского проспекта до Ворошиловской батареи. В этом году, на втором этапе, ремонтируется второй участок на протяжении более 2 километров – от Ворошиловской батареи в сторону поселка Экипажного. Планируется, что эти работы завершат в ноябре.
В следующем году планируют отремонтировать последний участок до Экипажного протяженностью около километра.
Обустройство комфортных асфальтированных дорог на острове Русский находится на контроле властей разного уровня. Ранее губернатор Приморья Олег Кожемяко и глава Владивостока Константин Шестаков обсудили планы по благоустройству территории.
Предложение по замене дорог грунтовых на асфальтированные получило поддержку полпреда президента России в ДФО Юрия Трутнева, было выделено дополнительное финансирование.
Источник: rambler.ru
20.09.2022
В Калуге состоялась торжественная церемония открытия северного обхода. В мероприятии приняли участие Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, первый заместитель Министра транспорта Андрей Костюк, председатель комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, губернатор Калужской области Владислав Шапша.
Марат Хуснуллин поздравил калужан с открытием кольцевой дороги. Он отметил, что указом Президента определены национальные цели и стратегические задачи до 2024 года, в том числе обеспечение комфортной и безопасной среды для жизни. В целях исполнения указа в рамках нацпроекта «БКД» предусмотрено достижение показателя по обеспечению доли дорог, соответствующих нормативам, в агломерациях на уровне 85%.
«Сегодняшний наш проект – это пример достижения национального проекта. Потому что эта дорога работает на всю Калужскую агломерацию. Калужская область ежегодно показывает хорошие результаты в рамках данного нацпроекта. Обход в Калуге – это объект агломерационного значения, который позволяет создать единую многокомпонентную структуру, играющую большую роль в развитии и процветании нашего государства. Это образец для всей страны по синхронизации мероприятий нацпроектов в различных сферах и отраслях – комфортная городская среда, демография, экономика, внутренний туризм – для достижения национальных целей, определённых Президентом. Строительство обхода было обеспечено опережающим финансированием, а также средствами на удорожание строительных ресурсов благодаря поддержке Президента и Председателя Правительства. Это позволило завершить его на пять месяцев раньше запланированного срока. Обход Калуги завершает создание транспортного кольца – Калужскую кольцевую автодорогу общей протяжённостью почти 84 км. Она полностью выведет транзитный транспорт за пределы Калуги, обеспечит связь промышленных и жилых зон городских окраин и пригородов и центра города», – сказал вице-премьер.
«В последние годы благодаря инициативе Президента нашей страны в России существенно поменялась ситуация с обеспеченностью надёжной дорожно-транспортной инфраструктурой. Это не только проделанная колоссальная работа, но и существенный задел для будущего развития нашей страны. Это создание благоприятных условий для жизни людей. Есть дороги – есть жизнь. Открытие последнего участка Калужской кольцевой автодороги – тому подтверждение», – подчеркнул Анатолий Артамонов.
Владислав Шапша назвал открытие северного обхода большим праздником для Калужской области. «Это огромный проект, который на протяжении десятилетия реализовывался. Это самый крупный и самый значимый проект в дорожной отрасли. Это дорога, с которой связаны перспективы развития областного центра на десятилетия вперёд. Это новые возможности для межрегионального сотрудничества и способ реализации новых инвестиционных проектов. Магистраль станет катализатором развития Калуги. Вокруг дороги появятся жилые районы, детские сады, школы, предприятия, увеличится количество рабочих мест», – сказал он.
Губернатор также отметил, что инициатором проекта был Анатолий Артамонов, который помогал во всех вопросах на всех этапах строительства.
«Впереди у нас новые планы по созданию транспортной инфраструктуры – реконструкция дороги М-3 “Украина”, создание обходов населённых пунктов, строительство цементно-бетонных заводов. Всё это нужно для развития региональной экономики. Но прежде всего – для улучшения качества жизни людей», – подчеркнул глава региона.
Реализация проекта по строительству обхода Калуги позволит ввести в эксплуатацию Калужскую кольцевую автомобильную дорогу общей протяжённостью почти 84 км. Автомобильная дорога на всём протяжении будет иметь четыре полосы движения шириной 3,75 м. Расчётная скорость движения – 120 км/ч.
Создание отрезка пути северного обхода позволит обеспечить высокой транспортной доступностью земельные участки промышленного назначения, которые расположены в непосредственной близости к данному отрезку трассы, общей площадью 125 га.
По предварительным расчётам, возможный объём инвестиций от размещения инвесторов на участках промышленного назначения по итогам 2024 года может составить порядка 13,4 млрд рублей, а количество созданных высокопроизводительных рабочих мест – более 1,4 тыс., объём налоговых поступлений в бюджеты всех уровней – 8,1 млрд рублей.
Кроме того, на граничащих с объектом территориях в 2022 году планируется ввести в эксплуатацию 16,5 тыс. кв. м жилья, в 2023 году – 36 тыс. кв. м. В рамках реализации комплексного развития территорий в перспективе площадь застройки составит порядка 150 тыс. кв. м.
В районе северного обхода уже выделено 1145 земельных участков для предоставления их многодетным семьям Калужского региона.
Источник: hgovernment.ru

20.09.2022
В рамках командировки в Усть-Большерецкий район губернатор Владимир Солодов проехал за рулем до поселка Октябрский. Глава региона оценил качество выполненных работ на пяти километрах, а также содержание трассы в целом.
«Одной из главных проблем Усть-Большерецкого района, является трасса, много вопросов задают жители района и те, кто ездит сюда. На 0-5 километрах асфальтирование завершено, 5-10 уже находится в проектировании. Мы понимаем, что строительство этой дороги достаточно дорогостоящие мероприятие и собственными средствами мы не сможем обеспечить строительство. Мы зависим от выделения федеральных средств. Но пока мы будем содержать дорогу в нормативном состоянии в грунтовом исполнении. Сейчас дорога в хорошем состоянии, нам повезло с погодными условиями, прошел дождь. Особенно до ДРП Апача дорога в хорошем исполнении, но и в последующем мы будем обеспечивать приемлемое качество дорожного полотна», - сказал Владимир Солодов.
Глава региона добавил, что в ближайшем будущем начнется капитальный ремонт моста через реку Быструю, сейчас уже заключен контракт.
Кроме того, в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» ремонтируются два участка на дороге Начикинский совхоз-Усть-Большерецк-поселок Октябрьский-подъезд к пристани Косоева — всего 25 километров.
Источник: kamgov.ru
19.09.2022
«Дирекция транспортного строительства» Петербурга объявила конкурс на строительство дороги в западной части Васильевского острова. Сумма контракта – 4,95 млрд рублей, он стал самым крупным в этом году.
Подрядчик должен закончить работы до конца до 2025 года. Его задача – провести инженерно-геодезические изыскания, построить 15 тыс. кв. м дорог, а также проложить под землей 8,7 тыс. кв. м канализационных сетей.
Итоги конкурса подведут 7 октября.
Источник: fedpress.ru

Страницы: Пред. 1 ... 58 59 60 61 62 ... 266 След. Все