Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Кражи топлива и безопасность на дорогах. Регионы - лидеры по ДТП и воровству из магистральных нефтепроводов

Кражи топлива и безопасность на дорогах. Регионы - лидеры по ДТП и воровству из магистральных нефтепроводов

15.05.2019

Основные выводы  

Качество топлива исчезло из показателей аварийности 

  Среди причин, влияющих на безопасность российских дорог, обычно не рассматривается качество топлива. В статистике ГИБДД качество топлива отсутствует как причина аварий, хотя каждый водитель знает, что некачественное топливо может привести к тяжелым последствиям. Межрегиональный центр «За безопасность российских дорог» изучил взаимосвязь аварийности на дорогах и статистикой случаев выявления контрафактного топлива на АЗС.

  Некачественное топливо может быть причиной страшной аварии при обгоне, когда двигатель не может развить привычную для водителя мощность, и он не в состоянии безопасно завершить маневр. Водитель в этом случае окажется на полосе встречного движения лоб в лоб с движущимся навстречу автомобилем. Столкновение на встречной полосе при обгоне почти всегда попадает в графу «нарушение правил дорожного движения», если только водитель не докажет, что у него внезапно полностью заглох мотор, тогда будет указана причина «эксплуатация технически неисправных транспортных средств». Но и в этом случае невозможно представить, чтобы инспектор ГИБДД потребовал проверить качество топлива.  

  Аварии из-за глохнущего при обгоне мотора бывают не часто, а вот вынужденная остановка из-за заглохшего мотора − типичная ситуация. Водителю приходится останавливаться там, где его застигло несчастье, а это место может быть небезопасным для него и проезжающего рядом транспорта. Наезды на вышедшего из кабины водителя и стоящий на дороге или обочине автомобиль также попадают под определение «нарушение правил дорожного движения».

  Зимой контрафактный дизель, особенно в регионах с холодных климатом, приводит к некорректной работе мотора в пути или невозможности его запустить. При низких температурах на безлюдной трассе водитель замерзнет.

  При некачественном бензине происходит неполное сгорание топлива – остатки его попадают на катализаторы (температура на них ок. 700 град С), что приводит к возгоранию автомобиля.

  Оценка безопасности на дорогах из-за использования некачественного топлива не входит в сферу интересов ни ГИБДД, ни Минтранса, ни других федеральных ведомств.

  Эксперты МОЦ «За безопасность российских дорог» рассмотрели качество топлива как одну из составляющих безопасности дорожного движения.

Качество ворованного топлива стало лучше, серы стало меньше

  Анализируя результаты проверок качества топлива на российских АЗС, эксперты обратили внимание на корреляцию между количеством нарушений физико-химических характеристик топлива и качеством топлива АЗС. 

  Отметим, что в последние два года доля АЗС, на которых были обнаружены нарушения, от общего количества проверенных заправок перестала сокращаться.

   

                                                                                                              Данные Росстандарта

  По информации Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта), в 2015 году на 42,5% АЗС были найдены нарушения связанные, как с документами на топливо, так и с физико-химическими свойствами нефтепродуктов. В 2016-2017 годах нарушения были обнаружены только на 18% АЗС. В 2018 году и I квартале 2019 г. доля нарушений составляла 18,4%. Аналогично последние годы не сокращается число врезок в магистральные трубопроводы с нефтью и дизелем.

  Основные нарушители – независимые заправки. По данным Росстандарта, на сетевых АЗС доля нарушений физико-химических характеристик составила порядка 3,5%, на независимых несетевых — 22%. Это неудивительно, так как независимые АЗС являются основными каналами сбыта «левого» топлива. Контрафакт, как правило, воруется через криминальные врезки из магистральных трубопроводов.

  Обращает внимание резкое сокращение случаев повышенного содержания серы, тогда как доля случаев обнаружения монометиланилина остается высокой (более трех лет - около 20% от выявленных нарушений). Данная тенденция связана с изменением качества контрафакта.

   

                                                                                                  Данные Росстандарта

  В топливе, поставляемом с крупных НПЗ, доля серы строго соответствует нормативам. Все случаи обнаружения повышенного содержания серы однозначно указывают на присутствие в топливе продукции «самоваров» − примитивных установок перегонки нефти, или нафты.

  Легальные, а зачастую нелегальные «самовары» перерабатывают сырье, происхождение которого нередко носит криминальный характер. Нефть, откачанная через криминальные врезки в нефтепроводах, перевозится к «самоварам» автотранспортом, минуя контроль государственных органов.

  Но не только продукция «самоваров» виновна в сере в бензине и дизеле. АЗС, особенно частные, разбавляют топливо вполне официальной продукцией НПЗ, на которую не распространяются строгие нормативы по сере для бензина и дизеля. Обычно для разбавления бензина используется нафта — горючая смесь жидких углеводородов, более тяжелая, чем бензин, получаемая при прямой перегонке нефти. Основное предназначение нафты − химическое сырье для дальнейших переделов.

  Сделать бензин из нафты можно присадками, среди которых одной из лучших является монометиланилин (ММА). По сравнению с другими октаноповышающими присадками ММА требуется в семь раз меньше для достижения того же октанового числа. Добавление 1% присадки от общего объема топлива повышает октановое число от 8 до 10 единиц, а при правильном использовании ММА получается бензин класса премиум-95.

  На разбавление бензина ежегодно направлялось около 800 тыс. тонн нафты. Однако, по данным ИГ «Петромаркет», стоимость поставок нафты на экспорт в конце 2018 года превысила стоимость поставок бензина на внутренний рынок. Соответственно, три четверти производимой в стране нафты пошли на экспорт, и сократились поставки нафты для производства суррогатного бензина. Соответственно, снизилось содержание серы в бензине. 

  

  Снижение числа случаев обнаружения серы в топливе объясняется также успешной борьбой с «самоварами». Но есть еще одна, не менее основательная причина снижения общего количества нарушений − топливные воры сегодня предпочитают воровать качественное дизельное топливо. Возможности для этого существенно возросли после строительства нефтепродуктопроводов «Север» и «Юг» и сопутствующих трубопроводов с дизелем стандарта «Евро-5». Дизель европейского качества также поставляется в Европу по системе «Дружба».

С некачественным топливом будут бороться по инициативе заправщиков

  К существенному снижению количества паленого топлива привели поправки, введенные с 1 мая 2018 года в действующий ГОСТ. Согласно поправкам, общественные и государственные организации смогут беспрепятственно и напрямую забирать пробы из топливозаправочного крана. Ранее для взятия проб из «пистолета» необходимо было разрешение собственника АЗС.

  Новый пилотный проект, призванный свести к минимуму поставки паленого бензина на заправки, стартует в первом полугодии 2019 года в Северо-Западном федеральном округе, сообщил вначале года министр промышленности Д. Мантуров. Предполагается внедрить систему проверки качества топлива от НПЗ до бензобака.

  Собственно, инициативу проявили сами участники легального рынка, у которых поставщики контрафакта отнимают значительную долю рынка. Так, в Ленинградской области до четверти дизеля оценивается как «левый».

  Бороться с «левым» топливом сложно, ведь в каждом регионе действует хорошо отлаженная система сбыта краденого топлива. По мнению юридических экспертов, свободно торговать контрафактным топливом могут себе позволить только люди под надежным прикрытием. Конечно, факт кражи нужно еще доказать, а это дело следствия. Если факт использования должностного положения будет доказан, то обвиняемым может грозить до 10 лет лишения свободы.

  В рамках нового проекта контролеры Росстандарта также получат право проводить контрольные закупки без предварительного уведомления владельца АЗС или нефтебазы. Им будет позволено практически мгновенно приостанавливать продажу подозрительного топлива, не дожидаясь результатов его лабораторных испытаний. Заправкам запретят продавать «газойли» — дешевое топливо, популярное в небогатых регионах с большим парком старых грузовиков.

  Новые инициативы, можно надеяться, позволят свести к минимуму количество случаев продажи некачественного топлива.

Воровство топлива: выгодно и безопасно

  Любой тотальный контроль за качеством топлива не даст приемлемого результата, если не будет прекращено, или хотя бы резко сокращено, воровство топлива из магистральных трубопроводов за счет криминальных врезок. Сейчас это почти безопасный и очень доходный бизнес.

  В таблице приведены данные ТОП-10 субъектов РФ по количеству несанкционированных врезок, количество привлеченных к ответственности за воровство топлива и осужденных судами.

  Таблица 1. ТОП-10 субъектов РФ по количеству несанкционированных врезок

 

  Примечание: *- по делам прошлых лет                                                      Данные ПАО «Транснефть» 

  В Таблице 2 приведены данные по этим регионам и по числу ДТП из-за эксплуатации технически неисправных средств. Все указанные в таблице регионы (выделены розовым) входят в ТОП-20 по числу ДТП по данной причине, и видно, что имеет место прямая корреляция между числом криминальных врезок в регионе и числу ДТП с технически неисправными средствами.

  Таблица 2. ДТП по причине эксплуатации технически неисправных транспортных средств  

  

                                                                                                               Данные ГИБДД

  Данные по количеству вовлеченных в криминальный бизнес указаны за два года. Если даже удвоить число осужденных в 2018 году, то соотношение реально осужденных к вовлеченным в бизнес по воровству топлива составляет 3,2%. Воровать топливо из трубопроводов в России практически безопасно и очень выгодно.

  В сращивании организованного криминального бизнеса по воровству и продаже топлива с правоохранительными органами эксперты видят одну из основных причин его процветания. В приведенном рейтинге врезок лидирует Московская область. Здесь самый емкий рынок сбыта автомобильного бензина, дизельного топлива и авиационного керосина. Организовать такой сбыт, в том числе на трассах и дорогах.

  Сообщения о краже топлива и судах над криминальными врезчиками поступают каждую неделю. Но ничего неизвестно об уголовных процессах над продавцами некачественного топлива, которые сбывают добычу криминальных врезчиков.

  Пока продажа ворованного топлива остается безнаказанной, топливо будут продолжать воровать. Моторы российских автомобилей и жизнь и здоровье водителей спасет дополнение тотальной системы контроля за качеством топлива от НПЗ до пистолета созданием не менее тотальной системы наказания за все случаи криминальных врезок и продажу некачественного топлива владельцами АЗС.

Среди причин, влияющих на безопасность российских дорог, обычно не рассматривается качество топлива. В статистике ГИБДД качество топлива отсутствует как причина аварий, хотя каждый водитель знает, что некачественное топливо может привести к тяжелым последствиям.