Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Новости

В Якутии "напряглись" на новое дорожное законодательство

В Якутии "напряглись" на новое дорожное законодательство

13.02.2019

  Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий строительство платных дорог без обеспечения бесплатной альтернативы. Почему в Якутии инициатива депутатов вызвала нездоровую реакцию в СМИ?

  Якутские СМИ откликнулись резкими материалами на принятие Госдумой в первом чтении законопроекта «О внесении изменения в статью 37 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»». Проект предусматривает возможности строительства в районах Крайнего Севера платных автодорог без альтернативного бесплатного проезда, пишет Информационный портал Sakhamedia.info.

  «Принятие данных поправок чревато усугублением и без того сложной транспортной ситуации в Западной Якутии», − с гневом пишет в своем сайте Иван Николаев (Уххан). Уххан не возмущается, что власти Якутии десятилетиями саботируют строительство трассы «Вилюй» и моста через Лену в интересах владельцев платных переправ через реки. Но вот если появится платная дорога, то по Уххану, это станет катастрофой для республики. То есть пусть лучше не будет никакой дороги, чем платная. На такой случай есть поговорка - «Выколю себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».

  «Российские парламентарии намерены узаконить транспортную несправедливость, из-за которой в республике страдает в первую очередь западная Якутия», − это из «Якутия.инфо». В чем же несправедливость? Вот если бы такие дороги не разрешили строить, тогда бы это действительно была несправедливость. Кто мешал якутским властям построить в Западной Якутии эти дороги за 75 лет советской власти и 25 лет рыночной экономики? Москва деньги выделяла, но все они исчезли в бездонных карманах чиновников, а дорог как не было, так и нет.

  Уххан продолжает: «Помните стрельбу на частной дороге «Сургутнефтегаза», когда человека, которому по ней ехать не разрешали, довели до этого? Дорогу в итоге сделали платной - и как раз стали брать деньги с грузовых машин. Цены на продукты в округе сразу взлетели». То есть не было дороги – цены были нормальные, а когда «Сургут» построил дорогу к своим месторождениям, то коммерсанты назло людям стали возить по ней продукты, чтобы поднять цены? Кто мешает возить те же продукты по прежним дорогам? Видимо, платная дорога нефтяников удобнее (или выгоднее) для предпринимателей, чем то, что было построено/не построено местной власть до сих пор. Кроме частной дороги нефтяников чиновники периодически требуют узаконить проезд по вдольтрассовым технологическим проездам вдоль нефтепровода ВСТО, которые вообще дорогами не являются. При этом заложенных в бюджет дорог в республике не появляется уже много лет.

  Год назад доведенные до отчаяния жители даже писали петицию на Change.org с обращением к премьеру Медведеву, министру транспорта Соколову и генпрокурору Чайке. «…Власти Якутии сознательно саботируют строительство дорог общего пользования. Например, подведомственное Росавтодору ФКУ Упрдор «Вилюй» в ноябре прошлого года отчиталось, что ввело в эксплуатацию после капитального ремонта 31 км трассы из необходимых 2134 км. …Примененная технология «капитального ремонта» была такова, что к осени дорожное полотно было полностью разрушено. В якутском климате к маю от этого «покрытия» остались лишь редкие куски асфальта в глине. Это означает, что «Вилюй» не построят никогда, дорога разрушается быстрее, чем идет новое строительство. Миллиарды бюджетных рублей закапываются в дорогу без всякой пользы, но с явной выгодой для чиновников…».

  Война за дороги – а в Якутии это воистину «дороги жизни» - идет между местными жителями и чиновниками уже много лет. В большинстве отдаленных поселков добраться можно до «большой земли» только зимой – по зимнику. «Трасса Вилюй вошла в топ-5 самых дорогих дорожных долгостроев в России, но так и не была построена. Куда якутские власти ежегодно закапывают миллиарды рублей неведомо даже Росавтодору. И неизвестно никому будет ли она когда-либо достроена» - говорит координатор проекта «За безопасность российских дорог» Александр Исаев.

  Зато абсолютно точно известно, что независимо от принятия или непринятия поправок в Закон о безальтернативных платных дорогах, ситуация с вдольтрассовыми проездами не изменится ни на йоту. В первую очередь из-за другого закона, а именно ФЗ-256 «О безопасности объектов ТЭК», обеспечивающего антитеррористическую безопасность объектов магистральной трубы.

  «Тут надо различать. Формально есть «дороги», а есть «вдольтрассовые проезды». На порядке проезда по последним принятие закона о платных дорогах никак не отразится. Законопроект к этим проездам не имеет никакого отношения. И независимо от того будет он принят или нет для местных жителей и бизнесменов ничего не изменится. А для дорог нефтяников, того же «Сургутнефтегаза», он даст возможность узаконить свои трассы к месторождениям и аэродромам» - продолжает Исаев.

  "Наша дорога Талакан — Витим открыта для всех, кроме коммерческого транспорта, и то транспорт, который обеспечивает соцобеспечение Ленского района и возит товары первой необходимости, проезжает бесплатно. Других ограничений нет. В осенне-зимний период у нас есть положение по дороге в Усть-Кут, согласно которому транспорт проезжает по оплате, частный транспорт — бесплатно", — объясняет начальник управления перспективного развития "Сургутнефтегаза" на территории Якутии и Восточной Сибири Вячеслав Бандеров.

  «Технологические проезды» (ВТП) к категории «дорог» не относятся. Это неотъемлемая часть инфраструктуры нефтепроводов. По требованиям безопасности Ростехнадзора нефтяники вообще не имеют право пускать на ВТП сторонний транспорт. При строительстве ВТП никакие нормы дорожного строительства не соблюдались, отсюда особо жесткие требования к проходимости автомобилей», - комментирует ситуацию представитель компании «Транснефть-Восток» Юлия Ревацкая.

  «Если бы чиновники и общественные деятели действительно заботились о жителях своей республики, они бы обсуждали, как может правительство Якутии финансово поучаствовать в строительстве дорог с привлечением частных инвестиций, и на каких условиях эти платные дороги потом станут бесплатными. Это обычная европейская практика, когда частные платные дороги через 20-50 лет передаются местным властям и становятся бесплатными», - считает эксперт Центра изучения региональных проблем Михаил Соколовский.

  Ну а весь это шум вокруг бесплатных дорог ради одного – поддержать местных «купцов-водковозов», чтобы добиться провоза водки по технологическим проездам вдоль нефтепроводов.

  А пока властные кланы решают свои шкурные вопросы, жители страдают от отсутствия нормальных дорог, используя то общественные петиции, то «письма наверх», надеясь этим привлечь внимание Москвы к своим вороватым чиновникам.

Николая Константинов