Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Новости

Дагестан: криминал останавливает прокачку нефти и строительство дорог

23.06.2016

«Транснефть» готова закрыть перевалку нефти через морской порт Махачкалы в связи с ростом криминала и воровства нефти. Это означает фактическую остановку порта и дорожного строительства в республике.

В Махачкале встрал вопрос о закрытии порта в связи с возможной остановкой прокачки нефти. Криминальные врезки нефтяную трубу дополнились прямым воровстовм нефти из резервуаров порта, и власти Дагестана, по мнению экспертов, уже не контролируют ситуацию. Если порт закроют, остановится строительство вообще, строительстов дорог, торговый оборот в республике упадет более чем на 50%. Это означает по сути войну. Или даже хуже войны, средневековые грабежи на дорогах и бесчинства в селах. По сути Дагестан возвращается на путь сепаратизма.

В рейтинге ОНФ качества дорог в апреле текущего года столица Дагестана Махачкала оказалась в пятерке худших.

У остальных городов есть хоть какие-то оправдания плохих дорог: Якутск, Чита и Петропавловск-Камчатский расположены в экстремальных климатических зонах.

А Махачкала, как и весь Дагестан, расположенный на каменистых грунтах и теплом климате, должны иметь прекрасные дороги. Как в Италии или в Израиле. Однако дагестанские СМИ сообщают, что практически все дороги республики находятся "в ужасном состоянии». Это касается, в том числе, проходящей через республику федеральной трассы "Кавказ". "Федеральная автодорога узкая, не соответствует всем нормам. Тут в три раза меньше пропускная способность, чем положено по стандартам, поэтому часто возникают аварии", – заявил в интервью руководитель Независимого профсоюза предпринимателей и водителей Дагестана Исалмагомед Набиев. Местные власти отговариваются тем, что на ремонт «нет денег».

Дагестан находится в выгодном положении для строительства международных транспортных коридоров между Каспием и Причерноморьем с северной стороны Кавказских гор. Его морские ворота − Махачкалинский морской торговый порт – задумывались как основа такого коридора. Ведь это единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии, он принимает суда длиной до 150 метров, с осадками до 6,5 метров. Мощности порта позволяют за год перерабатывать до 7 млн тонн нефтепродуктов. Через Махачкалинский торговый порт проходят грузопотоки из России, Белоруссии, Украины, Прибалтики, а также транзитные грузы на Иран, Турцию, Среднюю Азию, страны Персидского залива и обратно. Предполагалось провести реконструкцию порта на средства федерального бюджета, чтобы нарастить объемы общей грузоперевалки до 15 млн. тонн в год. В прошлом же году порт обработал только 3,6 млн тонн грузов, из которых три четверти составляет нефть. Но теперь стоит вопрос о закрытии порта.

Как «весьма вероятную» оценил остановку перевалки нефти в порту глава «Транснефти» Николай Токарев. Пресс-служба компании сообщила о регулярных жалобах поставщиков нефти в порт Махачкалы для дальнейшей прокачки на экспорт в порт Новороссийск.

По прибытию танкера в порт Махачкала нефть сливается в резервуары АО «Дагнефтепродукт», монополиста по перевалке нефти в порту. Потери нефти при перекачке из танкеров в резервуары по действующим нормативам не должны превышать 0,2%. В то же время туркменские грузоотправители отмечают, что в 2013 году потери составляли 0,69% прокачки, в 2014 – 0,84%, а за первый квартал 2016 года – уже 1,43%.

В мае 2016 года АО «Дагнефтепродукт», приняв 5,0 тыс. тонн туркменской нефти, вообще отказалось сдать этот объем в систему ОАО «АК «Транснефть» и в настоящее время пытается принудить владельца ресурса подписать акт по формированию «мертвых» остатков в резервуарах нефтебазы, сообщает «Транснефть».

Проблемы с сохранностью объемов и качества нефти в АО «Дагнефтепродукт» уже привели к снижению поступления сырья в порт. С 2013 года ПАО «ЛУКОЙЛ» снизило количество отгружаемой нефти через порт Махачкала почти в два раза, перенаправив объемы в нефтепровод Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Туркмены также заявили о готовности остановить отгрузку через Махачкалу, хотя перенаправление нефти из Махачкалы в Баку им обойдется им в 3 раза дороже.

Федеральный бюджет вложил в развитие Махачкалинского порта к 2010 году 1,3 млрд. рублей, из которых команда Абусупьяна Хархарова (возглавлял порт с 1998 по 2010 годы), по данным следствия, похитила около 1 млрд.

За последние пять лет грузооборот порта снизился в полтора раза.

Федеральное агентство 27 мая 2016 года провел конкурс на замещение вакансии руководителя предприятия. Победителем стал признан Андрей Гормах. Однако бывшее руководство порта 30 мая согнало сотрудников порта на «предупредительную забастовку» и объявило федеральной власти ультиматум − наделить полномочиями директора порта его прежнего руководителя А. Гаджиева. На территории порта появилось значительное количество посторонних вооруженных людей. В завершении криминального бунта суд города Гудермеса запретил Росморречфлоту (контролирует Махачкалинский порт) и новому директору совершать любые действия по вступлению в должность и даже доступ на территорию порта (!).

Грузоперевозчикам, фактически, дан сигнал − государственная власть России не может гарантировать сохранность грузов в порту Махачкалы. Как следствие, порт закроется, и в Дагестане не будут востребованы железные и автодороги. Экономика республики на грани коллапса.

Андрей Малайцев

«Транснефть» готова закрыть перевалку нефти через морской порт Махачкалы в связи с ростом криминала и воровства нефти. Это означает фактическую остановку порта и дорожного строительства в республике.