Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Новости

Нефтепровод - государственный, земля над ним - частная

15.05.2014

«Транснефть вынуждена платить серьезные деньги за доступ к собственными трубопроводам для их ремонта и замены, заявил в интервью Business FM вице-президент компании «Транснефть» Михаил Барков.

По словам Баркова, проблема не нова. Сколько государство в истории строит те или иные линейные объекты, – столько и существует подобная практика. Она была и в царской России, и была характерна не только для нее. Всегда существовали «господа-товарищи», которые пытались воспользоваться ситуацией с целью получить определенную выгоду и ставили или коммерческие структуры, которые выполняли соответствующую работу, или государственные структуры в положение зависимое. Вот эта зависимость, фактически превращавшаяся в мягкий или жесткий шантаж, и являлась источником возможного обогащения.

В последние годы у «Транснефти», сообщил Барков, появилась возможность, в том числе финансовая, реконструировать значительные участки трубы, что повлекло за собой достаточно широкий «спрос» на этот вид мошенничества. В 90-е годы были утеряны или не производились соответствующие картографические, другие изыскания и исследования, которые должны были показать участникам рынка и участникам отношений по владению или использованию собственности земельных участков некие ограничения, связанные с ремонтом трубы, с необходимостью ликвидировать или потенциальный, или состоявшийся аварийный эпизод. При этом, по словам Баркова, нельзя однозначно утверждать, что имеет место нарушения законодательства. В тех случаях, когда норма не совсем эффективно и не совсем корректно сформулирована, а то и ее вообще в четком виде не существует, возникает проблема правоприменения.

Одна из проблем, сообщил Барков, отсутствие методики определения цены участка, который или должен быть выкуплен, или эксплуатацию которого «Транснефть» должна оплачивать. Собственник может потребовать миллионы, хотя участок стоит, к примеру, 50 тысяч рублей. Отсутствует законодательно утвержденная методология определения цены земельных взаимоотношений между государственной структурой и собственником земли. Потому когда «Транснефти» надо строить, реконструировать, срочно менять тот или иной участок аварийной трубы, компания бывает вынуждена идти на повышенные затраты. С учетом протяженности нефтепродуктопроводов около 70 тысяч километров, это выливается в достаточно серьезные затраты.

Постепенно, сообщил Михаил Барков, ситуация исправляется. Очень положительную роль сыграло постановление № 218 от 2011 года. Тем не менее, заявил Барков, пока нельзя сказать, что действующие права и системы обеспечивают в полной мере решение вопросов, связанных с безопасностью трубопроводов, с необходимостью их ремонта и профилактическими мерами по эксплуатации.