Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Новости

В Мурманской области обучат своих специалистов по строительству автотрасс

05.07.2023
Для крупных инфраструктурных проектов Северо-Запада не хватает рабочих рук. По данным "Авито Работы", минувшей весной был отмечен рост спроса на строителей почти в 2,9 раза, на дорожных рабочих и инженеров - в 2,2 раза, на водителей тракторов - на 86 процентов, а на водителей бульдозеров - в 2,4 раза. Одна из главных причин этого - старт масштабных проектов по дорожному строительству, считает координатор "Деловой России" по Северо-Западному федеральному округу Дмитрий Панов. В частности, расходы федерального бюджета на нацпроект "Безопасные качественные дороги" не только возрастают после принятия бюджета, но и постоянно увеличиваются в течение самого года. Например, с января по март 2023 года в рамках этого проекта было потрачено более 57 миллиардов рублей - на треть больше, чем год назад.
В этой ситуации наиболее серьезный дефицит дорожных рабочих испытывают именно северные регионы. Ярким примером может служить Мурманская область, где подготовка по этой специальности никогда не велась. Последствия этого сказываются сейчас, когда в Заполярье примерно вдвое вырос объем дорожных работ. На данный момент количество вакансий на дорожных предприятиях, ведущих работы на территории региона, составляет десятки, а может быть, и сотни - предприятия не всегда обращаются в центры занятости и зачастую ищут специалистов своими силами.
Влияет на ситуацию и то, что строить и содержать дороги за полярным кругом сложнее, чем в других регионах: суровый климат ускоряет износ дорожного покрытия, строительный сезон здесь гораздо короче, а желающих работать на Крайнем Севере найти не в пример сложнее, чем в средней полосе или на юге. В 2020 году в регионе стартовала новая университетская образовательная программа, позволяющая получить высшее образование по профилю "Автомобильные дороги". Она действует в Мурманском арктическом университете, где учатся две группы будущих дорожников - в одной девять человек, в другой 14. Этим летом они отправились на свою первую производственную практику в компанию "ВАД" и ее дочерние структуры. Кроме того, выучиться на дорожника можно в Мурманском строительном колледже имени Н. Е. Момота.
- Учиться ребятам тяжело, - рассказывает Александр Челтыбашев, исполняющий обязанности заведующего кафедрой строительства, энергетики и транспорта МАУ. - Строительные специальности - одни из самых сложных в области подготовки, потому что необходимы глубокие знания не только технологии, но и механики, материалов. Но квалифицированный дорожник получает хорошую зарплату - думаю, ребят это стимулирует. Кроме того, многим из них нравится заниматься проектированием, хорошие проектировщики также очень ценятся. Конечно, первый выпуск не покроет и половины потребности региона в специалистах дорожного хозяйства, но начало уже положено.
К началу нового учебного года в университете должна появиться современная лаборатория механики грунтов и дорожно-строительных материалов с новейшим оборудованием. Оно даст возможность исследовать реальные материалы, из которых сегодня в Заполярье строят дороги, оценивать их пригодность или непригодность, обрабатывать данные и выводить их в цифровом формате. Иными словами, будущие дорожники смогут реально оценить качество тех дорог, по которым они каждый день ходят и ездят. Далеко не каждый строительный вуз в России сегодня может похвастаться такой лабораторией. В будущем, защищая дипломы, ребята смогут представить экзаменаторам цифровые модели спроектированных ими объектов.
Кадровый дефицит в дорожной отрасли касается и образования. Сегодня на кафедре строительства, энергетики и транспорта в МАУ работают десять преподавателей, семь из которых приехали в Мурманск из Петрозаводска, Тамбова и Москвы. Поэтому Александр Челтыбашев надеется, что некоторые из выпускников заинтересуются преподавательской карьерой и останутся в университете.
Нехватка квалифицированных дорожников сказывается и на работе муниципальных администраций, где зачастую некому правильно оформить техническое задание перед аукционом на ремонт дорог и проконтролировать работу подрядчиков. Например, в октябре прошлого года жители города Кандалакши жаловались в социальных сетях на то, что дорожники укладывают асфальт прямо в свежевыпавший снег. То же самое неоднократно происходило в Мурманске. Качество дорог в регионе Александр Челтыбашев оценивает на троечку, поясняя, что за последние годы при ремонте дорог в Заполярье слишком редко используются технологии и материалы, адаптированные под арктический климат. Однако с такой оценкой согласны не все.
Сегодня количество вакансий на предприятиях, ведущих дорожные работы на территории региона, составляет десятки, а то и сотни
- Федеральные дороги в регионе все отремонтированы очень качественно, а за последние три года почти не возникает проблем с региональными дорогами, - отмечает руководитель регионального исполкома ОНФ Мурманской области Максим Сахневич. - Остались проблемы с муниципальными дорогами. Но тут многое зависит от подрядчиков и от специалистов муниципалитетов, принимающих эти дороги после ремонта. Не во всех муниципалитетах есть специалисты, которые могут определить, насколько качественно выполнены дорожные работы. На Севере должны использоваться технологии, позволяющие асфальту оставаться на своем месте минимум три года, а лучше пять лет. В документации на конкурсные процедуры это должно быть прописано, и подрядчик должен знать, что если за этот срок асфальт снова придет в негодность, то он будет переделывать дорогу за свой счет.
Прямая речь
Мария Ярмальчук, генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний:
- Камнем преткновения является неконкурентный уровень заработных плат в отрасли. Мы неоднократно говорили о том, что рыночные зарплаты в строительстве выше сметных, и в рамках государственных контрактов строительным компаниям это никак не компенсируется. Компаниям приходится перекрывать расходы на зарплату за счет других статей своих доходов. Но в любом случае эти возможности не безграничны, поэтому существует тенденция перетекания кадров в другие сферы, где заработные платы выше и интереснее - например, в нефтегазовую отрасль.
Кстати
Мурманская область занимает второе место в рейтинге регионов СЗФО после Санкт-Петербурга по удельному весу автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием, сообщили в Мурманскстате. Немногим более 94 процентов - это дороги с твердым покрытием, а 79 процентов из них - с усовершенствованным. В целом по Северо-Западному федеральному округу эти показатели составляют соответственно 72 процента и 54 процента.
Источник: rg.ru
Для крупных инфраструктурных проектов Северо-Запада не хватает рабочих рук. По данным "Авито Работы", минувшей весной был отмечен рост спроса на строителей почти в 2,9 раза, на дорожных рабочих и инженеров - в 2,2 раза, на водителей тракторов - на 86 процентов, а на водителей бульдозеров - в 2,4 раза. Одна из главных причин этого - старт масштабных проектов по дорожному строительству, считает координатор "Деловой России" по Северо-Западному федеральному округу Дмитрий Панов. В частности, расходы федерального бюджета на нацпроект "Безопасные качественные дороги" не только возрастают после принятия бюджета, но и постоянно увеличиваются в течение самого года. Например, с января по март 2023 года в рамках этого проекта было потрачено более 57 миллиардов рублей - на треть больше, чем год назад.
В этой ситуации наиболее серьезный дефицит дорожных рабочих испытывают именно северные регионы. Ярким примером может служить Мурманская область, где подготовка по этой специальности никогда не велась. Последствия этого сказываются сейчас, когда в Заполярье примерно вдвое вырос объем дорожных работ. На данный момент количество вакансий на дорожных предприятиях, ведущих работы на территории региона, составляет десятки, а может быть, и сотни - предприятия не всегда обращаются в центры занятости и зачастую ищут специалистов своими силами.
Влияет на ситуацию и то, что строить и содержать дороги за полярным кругом сложнее, чем в других регионах: суровый климат ускоряет износ дорожного покрытия, строительный сезон здесь гораздо короче, а желающих работать на Крайнем Севере найти не в пример сложнее, чем в средней полосе или на юге. В 2020 году в регионе стартовала новая университетская образовательная программа, позволяющая получить высшее образование по профилю "Автомобильные дороги". Она действует в Мурманском арктическом университете, где учатся две группы будущих дорожников - в одной девять человек, в другой 14. Этим летом они отправились на свою первую производственную практику в компанию "ВАД" и ее дочерние структуры. Кроме того, выучиться на дорожника можно в Мурманском строительном колледже имени Н. Е. Момота.
- Учиться ребятам тяжело, - рассказывает Александр Челтыбашев, исполняющий обязанности заведующего кафедрой строительства, энергетики и транспорта МАУ. - Строительные специальности - одни из самых сложных в области подготовки, потому что необходимы глубокие знания не только технологии, но и механики, материалов. Но квалифицированный дорожник получает хорошую зарплату - думаю, ребят это стимулирует. Кроме того, многим из них нравится заниматься проектированием, хорошие проектировщики также очень ценятся. Конечно, первый выпуск не покроет и половины потребности региона в специалистах дорожного хозяйства, но начало уже положено.
К началу нового учебного года в университете должна появиться современная лаборатория механики грунтов и дорожно-строительных материалов с новейшим оборудованием. Оно даст возможность исследовать реальные материалы, из которых сегодня в Заполярье строят дороги, оценивать их пригодность или непригодность, обрабатывать данные и выводить их в цифровом формате. Иными словами, будущие дорожники смогут реально оценить качество тех дорог, по которым они каждый день ходят и ездят. Далеко не каждый строительный вуз в России сегодня может похвастаться такой лабораторией. В будущем, защищая дипломы, ребята смогут представить экзаменаторам цифровые модели спроектированных ими объектов.
Кадровый дефицит в дорожной отрасли касается и образования. Сегодня на кафедре строительства, энергетики и транспорта в МАУ работают десять преподавателей, семь из которых приехали в Мурманск из Петрозаводска, Тамбова и Москвы. Поэтому Александр Челтыбашев надеется, что некоторые из выпускников заинтересуются преподавательской карьерой и останутся в университете.
Нехватка квалифицированных дорожников сказывается и на работе муниципальных администраций, где зачастую некому правильно оформить техническое задание перед аукционом на ремонт дорог и проконтролировать работу подрядчиков. Например, в октябре прошлого года жители города Кандалакши жаловались в социальных сетях на то, что дорожники укладывают асфальт прямо в свежевыпавший снег. То же самое неоднократно происходило в Мурманске. Качество дорог в регионе Александр Челтыбашев оценивает на троечку, поясняя, что за последние годы при ремонте дорог в Заполярье слишком редко используются технологии и материалы, адаптированные под арктический климат. Однако с такой оценкой согласны не все.
Сегодня количество вакансий на предприятиях, ведущих дорожные работы на территории региона, составляет десятки, а то и сотни
- Федеральные дороги в регионе все отремонтированы очень качественно, а за последние три года почти не возникает проблем с региональными дорогами, - отмечает руководитель регионального исполкома ОНФ Мурманской области Максим Сахневич. - Остались проблемы с муниципальными дорогами. Но тут многое зависит от подрядчиков и от специалистов муниципалитетов, принимающих эти дороги после ремонта. Не во всех муниципалитетах есть специалисты, которые могут определить, насколько качественно выполнены дорожные работы. На Севере должны использоваться технологии, позволяющие асфальту оставаться на своем месте минимум три года, а лучше пять лет. В документации на конкурсные процедуры это должно быть прописано, и подрядчик должен знать, что если за этот срок асфальт снова придет в негодность, то он будет переделывать дорогу за свой счет.
Прямая речь
Мария Ярмальчук, генеральный директор Национальной ассоциации инфраструктурных компаний:
- Камнем преткновения является неконкурентный уровень заработных плат в отрасли. Мы неоднократно говорили о том, что рыночные зарплаты в строительстве выше сметных, и в рамках государственных контрактов строительным компаниям это никак не компенсируется. Компаниям приходится перекрывать расходы на зарплату за счет других статей своих доходов. Но в любом случае эти возможности не безграничны, поэтому существует тенденция перетекания кадров в другие сферы, где заработные платы выше и интереснее - например, в нефтегазовую отрасль.
Кстати
Мурманская область занимает второе место в рейтинге регионов СЗФО после Санкт-Петербурга по удельному весу автомобильных дорог с твердым и усовершенствованным покрытием, сообщили в Мурманскстате. Немногим более 94 процентов - это дороги с твердым покрытием, а 79 процентов из них - с усовершенствованным. В целом по Северо-Западному федеральному округу эти показатели составляют соответственно 72 процента и 54 процента.
Источник: rg.ru