Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Новости

Евразийский банк развития станет инвестором строительства трассы «Меридиан»

03.12.2021
«Меридиан» станет частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай», по территории России она пройдет через восемь регионов. При этом у государства есть проект параллельной дороги — трассы М-12.
На строительство первой частной платной трассы «Меридиан» нашелся инвестор. Кредитором, по данным ТАСС, готов выступить Евразийский банк развития. Меморандум подписали на Евразийском конгрессе. «Меридиан» должен стать частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай».
По словам председателя правления Евразийского банка Николая Подгузова, стоимость их участка трассы оценивается в 430 млрд рублей. При этом у государства есть проект параллельной дороги — трассы М-12.
Евразийский банк готов привлечь в проект «Меридиан» до половины необходимых средств. Таким образом, его инвестиции в трассу составят около 200 млрд рублей. Это будет только российский участок, от пункта «Красная Горка» на границе с Белоруссией до пункта пропуска «Маштаково» и «Сагарчин» в Оренбургской области — дорога пройдет через восемь регионов и займет около двух тысяч километров. Сам «Меридиан», проект «Русской холдинговой компании» Александра Рязанова — лишь часть глобального международного маршрута «Европа — Китай».
И все бы хорошо, только есть еще госпроект, трасса М-12, которую будет обслуживать «Автодор», и которая во многом повторяет «Меридиан». Транспортный коридор, который хотят доделать к 2027 году, начинается у Выборга, проходит через Москву и Казань, и уходит на Самару, Оренбург и заканчивается на том же пункте Сагарчин у границ Казахстана. Платник «Меридиан» пройдет южнее, но в целом повторяет все контуры. И к слову, все частные инвесторы, которых привлекал Рязанов к своему проекту — на поверку оказываются вполне государственными, — это и госбанки с облигациями, и девелоперы с НПФ госкомпаний.
Проект «Меридиан» с самого начала выглядел очень странно, говорит директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Михаил Блинкиндиректор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ: «Это платная дорога, которая строится без участия федеральных денег, которая предназначена для обеспечения грузового транзита между Китаем и западными границами Российской Федерации. Сразу возникает вопрос: в мире нет платных дорог, которые бы окупались за счет грузового трафика — это всегда смешанный поток. Покажите самых заинтересованных китайских грузоотправителей, которые по вашей дороге повезут вот эти самые миллионы тонн? Если там государственные деньги, я на всех уровнях буду говорить, что нет, этот проект не состоятелен. Когда мне говорят, что в качестве инвестора выступает банк, я говорю: а вы в школе учились? Банк является кредитором. Отвечать кто будет? Если бы частный инвестор построил «Меридиан», то это была бы нормальная конкурирующая трасса. А когда государство является очень большим участником проекта «М-12» и одновременно государство, само собой, будет курировать и поддерживать «Меридиан» — это вещь абсолютно контрпродуктивная».
По словам эксперта, если речь идет по большей части о грузовом трафике, как в случае с «Меридианом» — а ожидается, что к 2035 году это будет 11 млн тонн грузов — то для таких объемов железная дорога во всем была бы лучше. А учитывая, что параллельно пройдет госдорога М-12, пусть и условно бесплатная — «Платон» никто не отменял, все равно получается нестыковка.
Два проекта, в которые вкладывается государство, будут конкурировать друг с другом. Для транзита уже построена М-11 от Питера к Москве, есть ЦКАД в Подмосковье, трасса Москва — Нижний Новгород — Казань еще не построена, шоссе от Ульяновска до Оренбурга — тем более. Хорошо бы провести что-нибудь к Екатеринбургу. «Меридиан» в любом случае будет востребован, считает президент Национальной ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин: «В Советском Союзе про БАМ так говорили. Что он никогда не окупится. А сейчас мы расширяем БАМ-2. Сегодня не могут сибирские регионы развиваться из-за именно плохой инфраструктуры. А когда это будет хорошее, широкополосное движение — всегда к дорогам приходят и люди, инфраструктура, и какие-то развития регионов, и так далее. С Китая — большой трафик идет товаров на Европу. А чем перевозить? Опять же — грузовой транспорт здесь будет. Можно создать условия для режима труда и отдыха — не просто дорогу сделать. Я считаю, что этот проект нужен. На сегодняшний момент никто не видит перспективы — а надо на будущее делать, не надо пытаться окупать проекты за пару лет. В Европе, той же самой Германии, когда дороги строятся, или даже те же самые, платные дороги, у них 50-100 лет заложена окупаемость данных дорог».
Начать строительство «Меридиана» планировали еще в прошлом году, но из-за недостатка финансирования проект забуксовал. Вице-премьер Марат Хуснуллин подчеркнул, что более половины средств на строительство должно быть получено из внебюджетных источников. Пока, кроме Евразийского банка, никто соглашений не подписал. Проект еще интересен ВТБ, но инфраструктурный холдинг банка пока ждет сигналов от государства. Впрочем, ВТБ также был заинтересован в трассе М-12, но участником проекта так и не стал. Кстати, «М-12 Москва — Казань», по словам Хуснуллина, могут продлить до Новосибирска с выходом уже на Монголию. Получится такая татарстано-монгольская магистраль.
Источник: bfm.ru

«Меридиан» станет частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай», по территории России она пройдет через восемь регионов. При этом у государства есть проект параллельной дороги — трассы М-12.
На строительство первой частной платной трассы «Меридиан» нашелся инвестор. Кредитором, по данным ТАСС, готов выступить Евразийский банк развития. Меморандум подписали на Евразийском конгрессе. «Меридиан» должен стать частью международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай».
По словам председателя правления Евразийского банка Николая Подгузова, стоимость их участка трассы оценивается в 430 млрд рублей. При этом у государства есть проект параллельной дороги — трассы М-12.
Евразийский банк готов привлечь в проект «Меридиан» до половины необходимых средств. Таким образом, его инвестиции в трассу составят около 200 млрд рублей. Это будет только российский участок, от пункта «Красная Горка» на границе с Белоруссией до пункта пропуска «Маштаково» и «Сагарчин» в Оренбургской области — дорога пройдет через восемь регионов и займет около двух тысяч километров. Сам «Меридиан», проект «Русской холдинговой компании» Александра Рязанова — лишь часть глобального международного маршрута «Европа — Китай».
И все бы хорошо, только есть еще госпроект, трасса М-12, которую будет обслуживать «Автодор», и которая во многом повторяет «Меридиан». Транспортный коридор, который хотят доделать к 2027 году, начинается у Выборга, проходит через Москву и Казань, и уходит на Самару, Оренбург и заканчивается на том же пункте Сагарчин у границ Казахстана. Платник «Меридиан» пройдет южнее, но в целом повторяет все контуры. И к слову, все частные инвесторы, которых привлекал Рязанов к своему проекту — на поверку оказываются вполне государственными, — это и госбанки с облигациями, и девелоперы с НПФ госкомпаний.
Проект «Меридиан» с самого начала выглядел очень странно, говорит директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Михаил Блинкиндиректор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ: «Это платная дорога, которая строится без участия федеральных денег, которая предназначена для обеспечения грузового транзита между Китаем и западными границами Российской Федерации. Сразу возникает вопрос: в мире нет платных дорог, которые бы окупались за счет грузового трафика — это всегда смешанный поток. Покажите самых заинтересованных китайских грузоотправителей, которые по вашей дороге повезут вот эти самые миллионы тонн? Если там государственные деньги, я на всех уровнях буду говорить, что нет, этот проект не состоятелен. Когда мне говорят, что в качестве инвестора выступает банк, я говорю: а вы в школе учились? Банк является кредитором. Отвечать кто будет? Если бы частный инвестор построил «Меридиан», то это была бы нормальная конкурирующая трасса. А когда государство является очень большим участником проекта «М-12» и одновременно государство, само собой, будет курировать и поддерживать «Меридиан» — это вещь абсолютно контрпродуктивная».
По словам эксперта, если речь идет по большей части о грузовом трафике, как в случае с «Меридианом» — а ожидается, что к 2035 году это будет 11 млн тонн грузов — то для таких объемов железная дорога во всем была бы лучше. А учитывая, что параллельно пройдет госдорога М-12, пусть и условно бесплатная — «Платон» никто не отменял, все равно получается нестыковка.
Два проекта, в которые вкладывается государство, будут конкурировать друг с другом. Для транзита уже построена М-11 от Питера к Москве, есть ЦКАД в Подмосковье, трасса Москва — Нижний Новгород — Казань еще не построена, шоссе от Ульяновска до Оренбурга — тем более. Хорошо бы провести что-нибудь к Екатеринбургу. «Меридиан» в любом случае будет востребован, считает президент Национальной ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин: «В Советском Союзе про БАМ так говорили. Что он никогда не окупится. А сейчас мы расширяем БАМ-2. Сегодня не могут сибирские регионы развиваться из-за именно плохой инфраструктуры. А когда это будет хорошее, широкополосное движение — всегда к дорогам приходят и люди, инфраструктура, и какие-то развития регионов, и так далее. С Китая — большой трафик идет товаров на Европу. А чем перевозить? Опять же — грузовой транспорт здесь будет. Можно создать условия для режима труда и отдыха — не просто дорогу сделать. Я считаю, что этот проект нужен. На сегодняшний момент никто не видит перспективы — а надо на будущее делать, не надо пытаться окупать проекты за пару лет. В Европе, той же самой Германии, когда дороги строятся, или даже те же самые, платные дороги, у них 50-100 лет заложена окупаемость данных дорог».
Начать строительство «Меридиана» планировали еще в прошлом году, но из-за недостатка финансирования проект забуксовал. Вице-премьер Марат Хуснуллин подчеркнул, что более половины средств на строительство должно быть получено из внебюджетных источников. Пока, кроме Евразийского банка, никто соглашений не подписал. Проект еще интересен ВТБ, но инфраструктурный холдинг банка пока ждет сигналов от государства. Впрочем, ВТБ также был заинтересован в трассе М-12, но участником проекта так и не стал. Кстати, «М-12 Москва — Казань», по словам Хуснуллина, могут продлить до Новосибирска с выходом уже на Монголию. Получится такая татарстано-монгольская магистраль.
Источник: bfm.ru