Иностранный опыт
Шведский опыт безопасных дорог. Они знают, что делать!
28.08.2014
В 2013 году на шведских дорогах был установлен рекорд – в авариях по всей Швеции, погибло 264 человека. Разумеется, что смерть даже одного человека – трагедия, но по статистике данная цифра в стране, где суммарная протяженность дорог составляет 572,9 тыс. км, самая низкая за последние несколько лет. Так как же Швеции, с ее достаточно сложными дорожными условиями, удалось занять лидерскую позицию в области безопасности на дорогах? Начиная с 70-го года прошлого столетия число машин и их пробег в Швеции вырос в 2 раза, но смертность относительно к тому же периоду уменьшилась на 80%. Лишь 3 из 100 тыс. человек в Швеции умирают в автокатастрофе. Для сравнения, в ЕС этот показатель составляет 5,5, в США – 11,4, Доминиканской Республике - 40 человек, а в РФ уже многие годы на 100 тыс. населения в результате аварий умирает 18,5 человек.
Идеальная обстановка для аварий: устаревшие дороги + высокие скорости
Планирование как действенный метод уменьшения смертности в ДТП
Что еще предприняли шведы, чтобы уменьшить смертность в авариях
В начале 2000-х в рамках проекта в Швеции также началось строительство 12,6 тыс. безопасных пешеходных переходов не только со стандартной разметкой, но также со светосигнализацией и «лежачими полицейскими». По мнению некоторых экспертов, данные меры помогли уменьшить смертность в авариях в два раза.
Помимо этого, были существенно ужесточены меры по отношению к пьяным водителям, а максимальная скорость на автобанах ограничена на отметке 100 км в час. Главным достижением проекта эксперты называют уменьшение в Швеции детской смертности в результате ДТП. Для сравнения в 70-м году прошлого века в результате аварий умерло 58 детей, возраст которых не превышал семь лет, а в 2012 году погиб только 1 ребенок. За последнюю пятилетку число аварий с участием пешеходов снизилось в половину.
Авторы Vision Zero полагают, что у Швеции есть все шансы добиться заявленной «нулевой смертности» в ДТП. Для этого необходимо к уже имеющимся мерам снизить роль человеческого фактора и человеческих ошибок. Для этого шведы планируют в кратчайшее время массово оснастить авто системами оповещения и блокировки машины при обнаружении выпившего водителя, оповещения о несоблюдении скоростного режима или не пристегнутом ремне безопасности, предотвращения фронтальных столкновений. Также машины будут комплектоваться адаптивным круиз-контролем. Ну а позже функции управления у водителей вовсе планируется забрать, доверив их автопилотам.
В России так же не раз в правительстве заявляли о том, что необходимо больше уделять внимание снижению смертности в автокатастрофах. Так планировалось, что в прошлом году показатель смертельных случаев в авариях не должен превысить 12,6 смертей на сто тысяч населения. Но только с января по сентябрь 2013 года он достиг 13,3. При этом 20-50% пострадавших погибали прямо на месте аварии из-за полученных в ДТП травм.
Идеальная обстановка для аварий: устаревшие дороги + высокие скорости
После того как рост смертельных случаев в авариях в 70-е годы стал уже просто критическим, зажиточные государства в Европе начали разрабатывать различные методы, которые помогли бы улучшить ситуацию. Но в бедных государствах численность аварий продолжала все так же расти параллельно с увеличением машин. В 1997 году шведское правительство утвердило законопроект о безопасности на дорогах, в котором была зафиксирована концепция Vision Zero (можно перевести как «Концепция нулевой смертности»). Этот закон предусматривал, что для выполнения проекта объединят свои усилия не только множество фирм, занимающихся строительством дорог, производством автомобилей, компаний в сфере услуг и безопасности, а также будут введены меры по устранению смертельных случаев и травм в автокатастрофах в целом.
Главным положением Vision Zero стало утверждение, что «Люди несовершенны». Авторы концепции в основу поставили положение, что человек может ошибиться, а автомобильно-транспортная система – нет. Человек довольно неустойчив к биомеханическим воздействиям и его организм не предназначен для движения на высокой скорости. В свою очередь автотранспортной системе всегда необходимо быть безукоризненной.
Разумеется, по этому поводу можно спорить довольно много, но результат стратегии шведов доказал, что их концепция верна. Как же им удалось этого добиться?
Главным положением Vision Zero стало утверждение, что «Люди несовершенны». Авторы концепции в основу поставили положение, что человек может ошибиться, а автомобильно-транспортная система – нет. Человек довольно неустойчив к биомеханическим воздействиям и его организм не предназначен для движения на высокой скорости. В свою очередь автотранспортной системе всегда необходимо быть безукоризненной.
Разумеется, по этому поводу можно спорить довольно много, но результат стратегии шведов доказал, что их концепция верна. Как же им удалось этого добиться?
Планирование как действенный метод уменьшения смертности в ДТП
Больше всего снизить аварийность помогло грамотное планирование. Шведские дороги прокладываются и модернизируются, опираясь в первую очередь на безопасность, а потом уже на скорость и удобство. При въезде в населенные пункты стоит скоростное ограничение 50 км/ч, а порой и 30 км/ч. На автострадах встречные полосы разделены, также выделяется отдельная полоса для велосипедистов. Но можно сказать, что в большей степени уменьшить число ДТП помогло строительство дорог по новому типу – «два плюс один».
С середины 50-х и до начала 80-х годов прошлого столетия большая часть шведских дорог была шириной тринадцать метров с двумя встречными полосами шириной 3,5 м каждая и предназначенными для аварийной остановки двумя 3-метровыми обочинами. Как для надежности выходящих в 50-60-е годы машин это решение было более чем верным. Но время шло, число автомобилей на дорогах росло, росла также скорость, надежность транспорта, а потому необходимость в столь широких аварийных обочинах постепенно отпала. Помимо этого, стало понятно, что данный тип дорог уже не соответствует требованиям безопасности: широкая полоса с широкой обочиной подталкивали автомобилистов к лихачествам. Многие обгонявшие по сплошной водители рассчитывали, что встречное авто в случае вероятности столкновения без труда съедет на обочину. Практика показала, что довольно часто это приводило к фатальным последствиям.
В рамках «Концепции нулевой смертности» было решено модернизировать эти дороги по принципу «два плюс один»: дорога с тремя полосами, из которых две для одного направления и одна для встречного. Каждые несколько км рядность полос меняется. По такому принципу можно не только прокладывать новые дороги, но также, если позволяет ширина (не меньше 13 м) модернизировать уже имеющиеся традиционные. Авторы разработки считали, что с меньшими финансовыми затратами, чем при переделке в шоссе и автомагистрали с их разделенными потоками, можно добиться аналогичного высокого уровня безопасности и на местных дорогах.
Первое время разработчики опасались, что автомобилисты будут испытывать неудобство на сузившейся трассе, но ряд тестов на некоторых участках показал, что дороги нового типа не только более безопасные, но также и более удобные для скоростного передвижения за счет возможности обгона по левому ряду.
В период с 1990-2000 гг. в Швеции по формуле «два плюс один» не только были реконструированы старые автодороги, но и проложено 1,5 км новых. Увидев положительные результаты шведов, датчане также взяли себе на вооружение данную дорожную схему. Итогом действия проекта Vision Zero с 1990-2000 гг. стало около 145 тыс. сохраненных жизней. Данный принцип строительства был столь удачным, что с началом нового тысячелетия более 1 тыс. километров шведских дорог преобразовали из стандартных однорядных в «два плюс один» и оснастили разделительными барьерами.
В рамках «Концепции нулевой смертности» было решено модернизировать эти дороги по принципу «два плюс один»: дорога с тремя полосами, из которых две для одного направления и одна для встречного. Каждые несколько км рядность полос меняется. По такому принципу можно не только прокладывать новые дороги, но также, если позволяет ширина (не меньше 13 м) модернизировать уже имеющиеся традиционные. Авторы разработки считали, что с меньшими финансовыми затратами, чем при переделке в шоссе и автомагистрали с их разделенными потоками, можно добиться аналогичного высокого уровня безопасности и на местных дорогах.
Первое время разработчики опасались, что автомобилисты будут испытывать неудобство на сузившейся трассе, но ряд тестов на некоторых участках показал, что дороги нового типа не только более безопасные, но также и более удобные для скоростного передвижения за счет возможности обгона по левому ряду.
В период с 1990-2000 гг. в Швеции по формуле «два плюс один» не только были реконструированы старые автодороги, но и проложено 1,5 км новых. Увидев положительные результаты шведов, датчане также взяли себе на вооружение данную дорожную схему. Итогом действия проекта Vision Zero с 1990-2000 гг. стало около 145 тыс. сохраненных жизней. Данный принцип строительства был столь удачным, что с началом нового тысячелетия более 1 тыс. километров шведских дорог преобразовали из стандартных однорядных в «два плюс один» и оснастили разделительными барьерами.
Что еще предприняли шведы, чтобы уменьшить смертность в авариях
В начале 2000-х в рамках проекта в Швеции также началось строительство 12,6 тыс. безопасных пешеходных переходов не только со стандартной разметкой, но также со светосигнализацией и «лежачими полицейскими». По мнению некоторых экспертов, данные меры помогли уменьшить смертность в авариях в два раза.
Помимо этого, были существенно ужесточены меры по отношению к пьяным водителям, а максимальная скорость на автобанах ограничена на отметке 100 км в час. Главным достижением проекта эксперты называют уменьшение в Швеции детской смертности в результате ДТП. Для сравнения в 70-м году прошлого века в результате аварий умерло 58 детей, возраст которых не превышал семь лет, а в 2012 году погиб только 1 ребенок. За последнюю пятилетку число аварий с участием пешеходов снизилось в половину.
Авторы Vision Zero полагают, что у Швеции есть все шансы добиться заявленной «нулевой смертности» в ДТП. Для этого необходимо к уже имеющимся мерам снизить роль человеческого фактора и человеческих ошибок. Для этого шведы планируют в кратчайшее время массово оснастить авто системами оповещения и блокировки машины при обнаружении выпившего водителя, оповещения о несоблюдении скоростного режима или не пристегнутом ремне безопасности, предотвращения фронтальных столкновений. Также машины будут комплектоваться адаптивным круиз-контролем. Ну а позже функции управления у водителей вовсе планируется забрать, доверив их автопилотам.
В России так же не раз в правительстве заявляли о том, что необходимо больше уделять внимание снижению смертности в автокатастрофах. Так планировалось, что в прошлом году показатель смертельных случаев в авариях не должен превысить 12,6 смертей на сто тысяч населения. Но только с января по сентябрь 2013 года он достиг 13,3. При этом 20-50% пострадавших погибали прямо на месте аварии из-за полученных в ДТП травм.