Эксперты
Дарья Кильцова: Триллионы рублей на магистральную инфраструктуру
Транспортная часть
Идея развития транспортной и энергетической инфраструктур была заложена в майских указах Президента РФ Владимира Путина, во исполнение которых и был разработан комплексный план. Проект этого плана был готов в августе 2018 года, уже в октябре Правительство страны его утвердило.
В транспортную часть комплексного плана вошли такие федеральные проекты как «Европа - Западный Китай», «Морские порты России», «Северный морской путь», «Железнодорожный транспорт и транзит», «Транспортно-логистические центры», «Коммуникации между центрами экономического роста», «Развитие региональных аэропортов и маршрутов», «Высокоскоростное железнодорожное сообщение», «Внутренние водные пути». Реализация их всех позволит к 2024 году существенно улучшить транспортную систему страны, уверены власти.
«Приоритет транспортной части комплексного плана - инновационное преобразование отрасли инфраструктурного строительства. В этих целях планируется внедрение и широкое применение передовых технологий и лучших практик, цифровизация транспортной отрасли и логистических процессов», - отмечается в справке к документу.
«Европа - Западный Китай»
Автодорожную отрасль в первую очередь касается проект, относящийся к международному транспортному маршруту «Европа - Западный Китай». За шесть ближайших лет в рамках этого маршрута предстоит построить, в частности, скоростную автомобильную дорогу «Москва - Нижний Новгород - Казань» протяженностью 729 км. Она должна соответствовать I технической категории. Ожидается, что время в пути между Москвой и Казанью сократится в 1,8 раза: с 12 до 6 часов.
За этот проект отвечает ГК «Автодор». На первом этапе скоростной трассы нужно построить новый выход на Московскую кольцевую дорогу (МКАД) с трассы М-7 «Волга». В Московской области участок дороги длиной почти 70 км пройдет в обход Балашихи и Ногинска, он станет дублером М-7 на отрезке от МКАД до трассы А-108 («Большая бетонка»). Известно, что дальше дорога пройдет севернее Нижнего Новгорода. Участок на территории Татарстана будет включать в себя мост через Волгу, стоимость этого участка оценивают в 121 млрд рублей, а всю трассу - в 550-650 млрд рублей. Для реализации проекта планируют заключить концессионное соглашение, инвестору необходимо вложить порядка 30-40% от общей стоимости трассы. Сообщалось, что в строительстве может поучаствовать итальянская компания ANAS. Приступить к предпроектным работам скоростной трассы «Москва - Казань» планировали в октябре 2018 года, однако в Госкомпании так и не смогли подтвердить, началась эта работа или нет.
Добавим, в общей сложности за «Автодором» в рамках комплексного плана закреплено проектирование, строительство и ремонт 1437 км дорог. Помимо «Европы - Западный Китай» речь идет о реконструкции более 700 км участков трасс М-4 «Дон», М-1 «Беларусь» и М-3 «Украина». На эти цели Госкомпания получит 1 трлн рублей.
В 2024 году необходимо закончить строительство российского участка платной магистрали «Меридиан», который также войдет в состав маршрута «Европа - Западный Китай». Раньше эту магистраль называли «Гамбург - Шанхай». Какова протяженность участка, который нужно построить за 6 лет, пока не уточняется. За реализацию российского участка «Меридиана» отвечает «Русская холдинговая компания». Протяженность трассы на территории России составит 2000 км, она пройдет от пропускного пункта «Сагарчин» на границе с Казахстаном, там весной 2018 года началось строительство, до границы с Республикой Беларусь. Напомним, в марте этого года «Русская холдинговая компания» подписала соглашение с властями Саратовской области о строительстве участка «Меридиана» протяженностью 600 км.
Еще один важный объект, попавший в комплексный план и маршрут «Европа - Западный Китай» — строительство обхода Тольятти с мостом через Волгу в Самарской области. Протяженность дороги составит 97 км, а моста, который возведут в районе села Климовка - 3,7 км. Таким образом, общая длина проекта превысит 100 км. Строительство должны завершить в 2023 году. Летом 2018 года концессионный проект строительства получил положительное заключение госэкспертизы, сейчас ведется резервирование площадей в Шигонском, Сызранском и Ставропольском районах области, а также в городском округе Тольятти. В общей сложности это 10 млн 808 тыс. 559 кв. метров. Ожидается, что дорога в обход Тольятти с мостом через Волгу повысит пропускную способность федеральной трассы М-5 «Урал» и снизит нагрузку на плотину Жигулевской ГЭС.
Отметим, что это единственный региональный проект, который включили в комплексный план модернизации и расширения инфраструктуры. Все остальные проекты имеют федеральный статус.
Подходы к портам
Еще часть дорожных проектов запланирована к реализации в рамках развития морских путей и автодорожных подходов к портам. Например, с 2019 по 2024 гг. запланирована реконструкция трасс А-290 «Новороссийск - Керчь», А-181 «Скандинавия», Р-21 «Кола», Р-217 «Кавказ» и других.
Подробнее всего пока известно о планируемых работах на трассе А-290. Эта дорога ведет от Новороссийска в Керчь, к портам «Кавказ» и «Тамань». Здесь планируется реконструировать 23 км на отрезке с 73-го км по 100-й км, работы начнутся в районе села Джигинка Анапского района и пройдут до хутора Белый и станицы Старотитаровская в Темрюкском районе. На участке обустроят 4 полосы движения, три транспортных развязки, 6 мостов и путепроводов, три надземных пешеходных перехода. Также должно быть предусмотрено освещение. Все работы разделили на два этапа, за них готовы заплатить более 13,5 млрд рублей.
Поблизости реконструируют и участок трассы А-289 от Краснодара к Таманскому полуострову, так называемый дальний подход к Крымском мосту, который сделают основным маршрутом в Крым при движении из центральной части страны и Краснодара. Этот проект также вошел в комплексный план. Сейчас региональную дорогу переводят в федеральную собственность, за нее будет отвечать ФКУ Упрдор «Тамань». Специалистам предстоит сформировать перечень участков, которые нуждаются в капитальном ремонте в первую очередь. Одновременно начнется всесторонний анализ эффективности капитальных вложений в развитие данного маршрута для принятия решений о предпочтительной категории дороги, трассировке, количестве полос, других транспортно-эксплуатационных показателях, а также концепции реализации проекта в целом. Ожидается, что до конца 2019 года начнется проектирование, реконструкция и строительство дальнего подхода к мосту через Керченский пролив.
Реконструкцией трассы «Кола», вероятно, займутся в рамках строительства угольного терминала «Лавна» в Мурманской области. «Принято решение Президентом РФ о фактически новом строительстве порта «Лавна», это Мурманск. Это значит, что Ленинградская область станет транзитом для грузов, которые пойдут на «Лавну». Значит, нам необходимо посмотреть на ту инфраструктуру, которая будет идти к этому порту», - сказал помощник Президента РФ Игорь Левитин на выездном совещании по вопросу развития транспортного узла Санкт-Петербурга и Ленинградской области под руководством первого заместителя министра транспорта РФ Иннокентия Алафинова в декабре. Совещание проходило после торжественного открытия реконструированного участка трассы А-181 «Скандинавия» в Ленобласти.
Обходы крупных городов и мосты
Большой перечень дорожных планов на ближайшую шестилетку предусмотрен в федеральном проекте «Коммуникации между центрами экономического роста». В частности, за Росавтодором закреплено строительство и реконструкция участков федеральных дорог протяженностью почти 960 км, которые будут связывать центры экономического роста с другими административными центрами субъектов РФ. Также предстоит построить 2 обхода крупных городов на дорогах регионального или межмуниципального значения, а также 12 обходов городов на федеральных трассах. Протяженность последних объектов суммарно составит почти 400 км. Это должно разгрузить порядка 250 км существующих дорог.
Для круглогодичной транспортной связи планируют возвести мост через Енисей в Красноярском крае у поселка Высокогорский, он станет первым крупным инфраструктурным объектом в реализации проекта Ангаро-Енисейского кластера. Сооружение будет иметь протяженность в 1196 п. м с двумя подъездными дорогами длиной в 10,5 км. Мост позволит организовать автодорожное сообщение с Северо-Енисейским, Мотыгинским и северной частью Енисейского района в течение круглого года. Кроме того, он будет способствовать развитию производств, а также снизит расходы на содержание зимников. Когда проект переправы представляли федеральным чиновникам в 2016 году, сообщалось, что на него потребуется 8,5 млрд рублей. В 2018 году было решено проработать возможность строительства моста по схеме ГЧП.
С 2020 по 2024 годы комплексным планом предусмотрено строительство и реконструкция предположительно 49-ти развязок на автомобильных и железнодорожных подходах к портам Азово-Черноморского бассейна, Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралях, на подходах к Московскому и Санкт-Петербургскому транспортным узлам. С 2019 года предстоит начать работу по строительству и реконструкции 32 неремонтопригодных мостов на федеральных дорогах, а также по реконструкции 40 км на шести федеральных трассах, работающих в режиме перегрузки. В местах пересечения трасс и ж/д путей до 2024 года планируется построить 21 путепровод. Суммарно это уменьшит простой автомобилей на 122 часа в сутки.
В сентябре 2018 года глава Минтранса РФ Евгений Дитрих заявлял, что транспортная часть комплексного плана оценивается в 6,3 трлн рублей. 1,57 трлн рублей в этой сумме уже были ранее предусмотрены Правительством, еще 1,45 трлн рублей - это средства, которые выделяются дополнительно на реализацию плана, а оставшиеся примерно 3 трлн рублей составят частные инвестиции.
Дарья Кильцова, аналитик «ДорИнфо»