Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог составляет 20% от общего числа ДТП

01.04.2014

Эксперты Центра "За безопасность российских дорог" проанализировали динамику изменения доли ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог в общей статистике дорожных происшествий с 2007 года по 2010 год на основе официальных данных ГИБДД (данные за 2010 год включают статистику за январь-ноябрь). Анализ показал, что доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог (далее мы будем для краткости наименовать такие ДТП "дорожными") достаточно стабильно составляет около 20% от общего числа ДТП. В некоторых регионах при этом наблюдаются значительные изменения доли "дорожных" ДТП. Например, в Москве доля "дорожных" ДТП парадоксальным образом растет при улучшении качества дорог. В табл. 1 приведены данные о доли "дорожных" ДТП в общем числе дорожных происшествий для РФ в целом и субъектов Федерации за 2007 год и 11 месяцев 2010 года.

Таблица 1.
Доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог в общей статистике дорожных происшествий

 Доля "дорожных" ДТП в 2007 г., в %Доля "дорожных" ДТП за 11 месяцев 2010 г., в %
Российская Федерация18,719,7
Центральный округ 15,520,2
Северо-Западный округ 18,218,4
Южный округ21,718,4
Приволжский округ 21,020,1
Уральский округ17,819,6
Сибирский округ21,720,8
Дальневосточный округ 18,219,2

Из табл. 1 видно, что Центральный округ - единственный, где за три года заметно увеличилась доля "дорожных" ДТП. Одной из основных причин такого роста стало значительное увеличение доли "дорожных" ДТП в Москве и Московской области. В табл. 2 приведены доли "дорожных" ДТП для субъектов РФ, в которых эта доля резко выросла с 2007 года по 2010 год.

Таблица 2.
Субъекты РФ, в которых с 2007 года по 2010 год резко выросла доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог

 Доля "дорожных" ДТП в 2007 г., в %Доля "дорожных" ДТП за 11 месяцев 2010 г., в %
Курская область21,931,4
Москва3,216,1
Московская область21,431,3
Оренбургская область17,627,6
Тульская область13,424,1
Санкт-Петербург11,316,5

Доля "дорожных" ДТП росла в Москве все последние годы. В 2008 году это показатель составил 5,9%, в 2009 - 9,4%. По мнению экспертов Центра, рост доли "дорожных" ДТП связан с неадекватностью собственно качества дорожного полотна и организации дорожного движения. Возможность двигаться с высокой скоростью на многих московских улицах не подкреплена соответствующими мерами по предупредительному информированию водителей о необходимых маневрах, неудовлетворительной организацией работы дорожных служб, плохим состоянием дорожной разметки и т.п. Кроме того, при движении на высоких скоростях даже незначительное ухудшение качества дорожного полотна может вызвать ДТП, которое бы не случилось при более плохом качестве дорожного покрытия и, соответственно, меньшей скорости движения. Пример Москвы - урок для всех регионов: борьба за безопасность движения приносит эффект только тогда, когда она ведется комплексно и учитывает все опасные факторы дорожного движения.

В табл.3 перечислены регионы, в которых доля "дорожных ДТП" заметно сократилась за указанный срок.

Таблица 3.
Субъекты РФ, в которых с 2007 года по 2010 год заметно сократилась доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог

 Доля "дорожных" ДТП в 2007 г., в %Доля "дорожных" ДТП за 11 месяцев 2010 г., в %
Белгородская область24,814,9
Владимирская область18,315,2
Волгоградская область28,113,8
Иркутская область30,123,3
Новосибирская область24,318,1
Пермский край30,316,1
Псковская область20,413,7
Рязанская область26,516,8
Саратовская область20,511,6
Тамбовская область18,315,7
Тверская область18,811,7

Среди областей, в которых сократилась доля "дорожных" ДТП, присутствуют области с традиционно низкими и традиционно высокими относительными показателями ДТП (количество ДТП на 10 тыс. ед. транспортных средств в процентах от среднего по России). Например, в Белгородской области относительный показатель ДТП составил в 2007 году 79,8% от среднего по России, а за 11 месяцев 2010 года - 73,2%. А во Владимирской области аналогичный показатель за 2007 год - 179,2%, за 11 месяцев 2010 года - 185,8%. Качество дорог во Владимирской области - одно из лучших в России, за что надо благодарить не только администрацию области, но и уникальные для страны песчаные почвы, обладающие меньшей зимней пучинистостью, чем распространенные в других регионах суглинистые почвы. Высокий показатель относительной аварийности в регионе эксперты Центра относят к значительной доли транзитных перевозок по территории области.

Самую большую группу регионов составляют те, в которых доля "дорожных" ДТП мало изменилась с 2007 года (см. табл.4).

Таблица 4.
Субъекты РФ, в которых с 2007 года по 2010 год мало изменилась доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог

 Доля "дорожных" ДТП в 2007 г., в %Доля "дорожных" ДТП за 11 месяцев 2010 г., в %
Алтайский край15,817,5
Архангельская область18,821,2
Брянская область23,623,4
Воронежская область14,315,5
Ивановская область16,116,5
Ленинградская область20,817,6
Липецкая область15,614,2
Кировская область18,020,8
Нижегородская область20,117,9
Новгородская область15,914,5
Омская область21,221,7
Пензенская область21,319,1
Республика Башкортостан18,122,5
Республика Татарстан22,519,3
Ростовская область26,426,0
Самарская область23,723,4
Смоленская область17,019,9
Удмуртская Республика 23,326,4
Ульяновская область17,018,6
Челябинская область26,526,3
Ярославская область22,119,5

В перечне этих регионов малой долей "дорожных" ДТП выделяются Воронежская, Липецкая, Ивановская и Новгородская области и Алтайский край. Высокая доля "дорожных" ДТП наблюдается в Ростовской и Челябинской областях и Удмуртской республике.

Эксперты Центра выделили еще одну группу регионов, в которых доля "дорожных" ДТП выросла с 2007 года, но не так катастрофично, как в Москве (см. табл. 5).

Таблица 5.
Субъекты РФ, в которых с 2007 года по 2010 год заметно выросла доля ДТП из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог

 Доля "дорожных" ДТП в 2007 г., в %Доля "дорожных" ДТП за 11 месяцев 2010 г., в %
Калужская область14,117,6
Костромская область9,913,6
Красноярский край17,921,4
Орловская область18,523,0
Свердловская область17,222,2

Отметим, что в перечисленных регионах, кроме Свердловской области, относительный показатель аварийности в 2010 году выше 120%, а Орловская область со 149,2% относительной аварийности входит в десятку регионов с самыми высокими цифрами.

Из-за неудовлетворительных дорожных условий происходит примерно каждое пятое ДТП в России. Это очень высокий показатель, который связан со всем комплексом факторов дорожного движения - от качества дорожного полотна до указателей для водителей и организации работы дорожных служб. Тревожно, что доля "дорожных" ДТП не падает в среднем по России. Однако есть регионы, которым удалось уменьшить относительное число "дорожных" ДТП, значит, проблема решаема даже при нынешнем недостаточном уровне финансирования дорожного хозяйства.