Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Эксперты

Стабильно плохо

Тимофей Исаев, 07.05.2014

С 2004 по 2012 год смертность на дорогах России снизилась всего на 19% вместо ожидаемых пятидесяти. В 2013 году, согласно плану по безопасности, показатель смертности на дороге не должен был превысить 12,6% смертей на 100 тыс. населения, но только за девять месяцев 2013 года он уже перевалил за 13,3%. Для сравнения: за целый 2012 год этот индикатор достиг 14,4%. При этом от 20 до 55% случаев смерти от травм, несовместимых с жизнью в результате ДТП, регистрируются на месте аварий. Среди основных причин, влияющих на увеличение смертности на дорогах, называют неудовлетворительное качество дорожного покрытия, нарушение правил дорожного движения и управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Согласно отчетам ГИБДД, за прошлый год в России произошло 185 764 аварии – на 1% меньше, чем годом ранее. Причиной каждой четвертой аварии назвали неудовлетворительное состояние улиц и дорог, причем число таких ДТП за год возросло более чем на 20%. В 47 881 таком ДТП погибли 6683 человека (на 3,8% больше, чем в прошлом году) и пострадали 60 869 (рост на 22,9%).

Все говорит об одном — нужно принимать срочные меры, направленные на повышение безопасности. Многие решения в сфере строительства дорог не требуют колоссальных затрат, однако могут спасти тысячи жизней.

Сделать, чтобы было хорошо

29 декабря 2013 года в Москве в районе метро Каширская произошло страшное ДТП, в котором погибло три человека и еще трое получили ранения. Причиной аварии стал выезд на встречную полосу – в ходе реконструкции Каширского шоссе было принято странное решение демонтировать заграждения. По статистике, сегодня выезд на «встречку» занимает 3-е место среди причин серьезных происшествий на дорогах. Решение: разделять встречные потоки физической преградой, поскольку ее наличие полностью пресекает возможность выезда на «встречку». Именно такая практика принята в большинстве стран, продвинувшихся в сфере дорожной безопасности далеко вперед России.

Еще одна проблема российских дорог – в «недосказанности». О местах проведения дорожного ремонта в России зачастую предупреждают лишь знаки «Дорожные работы», а ведь иногда дорожники и вовсе не ставят никаких знаков, и понять, что идет ремонт, можно лишь по снятому асфальту... Это наглядно продемонстрировали аварии на МКАД, произошедшие в январе этого года, в которых погибли 12 человек! Причина оказалась в бетонных блоках, установленных в левом ряду московской кольцевой для ограждения места проведения ремонта. Из-за недостаточного информирования о приближении к месту дорожных работ водители слишком поздно их замечали. Решение: изменение ГОСТов и тщательное ограждение мест ремонта. В настоящее время ГОСТ 52289-2004 не делит дороги на категории, в результате чего расстояние перед местом работ, на котором должны размещаться временные знаки, в любом случае будет одинаковым — 150-300 метров. Учитывая, что тормозной путь со 100 км/ч на сухом асфальте составляет около 65 метров, даже у опытного водителя, заметившего знак, может просто не получиться остановиться вовремя. Дополнительное решение этой проблемы лежит в другой сфере — юридической. Дорожники должны нести повышенную ответственность, ведь сейчас, если верить протоколам, всегда виноват водитель, «который не учел сложные дорожные условия». Впрочем, это — уже другая история.

Отдельного разговора заслуживает травматизм пешеходов. По статистике, в прошлом году количество погибших пешеходов составило 8 220 человек или почти 30% от общего количества жертв аварий. Эту ситуацию не обошли стороной в ГИБДД — в конце 2013 года Росстандарт утвердил новые требования к пешеходным переходам. Если кратко, полосы на «зебре» будут наноситься на желтый фон, знаки будут располагаться на свето-возвращающих щитах, а также широко станет применяться дополнительная разметка, «лежачие полицейские» и специальные мигающие жёлтые фонари. Решение: островки безопасности и освещаемые пешеходные переходы. Впрочем, некоторые решения, существенно повышающие безопасность пешеходов, не требуют больших капиталовложений. Прежде всего, стоит сконцентрироваться на том, как сделать видимым самого пешехода, а не знак. То есть речь идет об элементарном освещении!

Наконец, еще одной неотъемлемой чертой безопасной дороги является наличие разметки. Зачастую возникает ощущение, что к ней в России относятся лишь как к «красивым линиям на дороге», не видя реального средства повышения безопасности. К примеру, обновление разметки в крупных городах обычно происходит в период с 15 апреля по 15 сентября. А в остальное время? В результате весной многие дороги остаются фактически «голыми». Излишне говорить, что зачастую это приводит к печальным последствиям, особенно в тёмное время суток. Решение: наносить разметку круглогодично. Возможно, кому-то данное решение покажется дорогим. Однако мы считаем его жизненно важным, поскольку разметка напрямую влияет как на безопасность, так и на комфорт от передвижения по дорогам.

Отдельного внимания заслуживает так называемая шумовая разметка. Это — специальные линии, которые наносятся, как правило, на участках загородных дорог и автомагистралей. За счет особого способа нанесения, такая разметка издает шум и вибрацию при наезде и способна взбодрить зазевавшегося или уже уснувшего водителя. Но самое главное, хорошая разметка способна светиться! Речь идет о специальных катафотах, вмонтированных в дорожное полотно и помогающих лучше ориентироваться в пространстве.

Безусловно, данные меры не являются исчерпывающими. Недавно Правительство РФ приняло федеральную целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения» на 2013-2020 годы. Общий объем финансирования программы планируется в размере более 32 млрд рублей: за счет средств федерального бюджета – 17 млрд, бюджетов субъектов – 14 млрд, внебюджетные источники – 1 млрд. Власти надеются, что к концу этого периода число погибших на дорогах снизится на 30% (т.е. на 20 тысяч смертей в год). Однако, оценив тенденцию двух последних лет, чиновники оперативно подправили ориентир, подвинув показатель до 18 тысяч. Однако. слова словами, но это всего лишь призрачные прогнозы. Хотелось бы, чтобы начало было положено именно за счет более качественного оснащения дорог. Ведь умудряются же россияне ездить по автотрассам Европы или Америки и не попадать в аварии. Так что, наверное, дело не в нашем менталитете...

С 2004 по 2012 год смертность на дорогах России снизилась всего на 19% вместо ожидаемых пятидесяти. В 2013 году, согласно плану по безопасности, показатель смертности на дороге не должен был превысить 12,6% смертей на 100 тыс. населения, но только за девять месяцев 2013 года он уже перевалил за 13,3%.