Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Эксперты

Антипирены снижают пожароопасность объектов дорожного сервиса

48 , 23.05.2012

Безопасность на дорогах определяется не только качеством дорожного полотна и дисциплиной участников движения: в обеспечении безопасности велика и постоянно растет роль дорожного сервиса.

В канун лета придорожные места отдыха, кафе, магазинчики, автозаправки становятся объектами внимание не только водителей и пассажиров, но и пожарных служб. Учитывая экстремальные условия на дорогах во время летних пожаров последних лет и совсем недавние весенние пожары 2012 года, объекты дорожного сервиса берутся МЧС под особый контроль.

За последние пару месяцев во время проверок во многих регионах страны выявлены грубейшие нарушения пожарной безопасности в придорожных кафе и на АЗС. Еврейский АО, Ямало-Ненецкий АО, Забайкальский край, Бурятия, Мордовия, Подмосковье, Ярославская, Тюменская, Челябинская, Липецкая, Саратовская области… Перечень субъектов РФ, где найдены грубые нарушения пожарной безопасности в дорожном сервисе, может быть продолжен.

Отсутствие перед въездом на территорию АЗС схем организации движения, буксировочной штанги для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории АЗС, нарушение контрольных сроков обязательных испытаний силовой и осветительной электропроводки, отсутствие указателей у пожарных гидрантов с надписями, указывающими расстояние до водоисточников. Вот перечень типовых нарушений техники пожарной безопасности владельцев заправок. В дорожных кафе он не меньше. Отсутствуют или захламлены запасные выходы, нет пожарной сигнализации и средств пожаротушения, нет схем эвакуации, не оборудованы надлежащим образом кухонные и подсобные помещения, в отделке помещение использованы огнеопасные материалы и т.д.

Совсем недавно суд Перми вынес приговор совладельцу клуба «Хромая лошадь», пожар в котором унес жизни более полутора сотен человек. 81остались в живых, но отравились дымом или получили увечья. В заключении пожарно¬технической экспертизы говорится: «Причиной пожара в кафе «Хромая лошадь» явилось возгорание пенопласта, которым был покрыт потолок зала, от попавшей в него горячей частицы, выброшенной из пиротехнического устройства».

В дорожных кафе и магазинах при отделке помещений доля полимерсодержащих материалов превышает 80%, и в случае пожара от их свойств зависит жизнь и здоровье людей. Однако владельцы, стремясь к экономии, редко задумываются о качестве и безопасности строительных материалов.

Если человеческий фактор трудно поддается влиянию, есть возможность попытаться сделать максимально негорючим само здание. Для этого используются антипирены – компоненты, добавляемые в стройматериалы для обеспечения огнезащиты. Современные научные разработки предлагают строителям неподдающиеся огню конструкционные и отделочные материалы. Например, в России создан нанокомпозиционный материал, который при обработке древесины делает её поверхность долговечной, огнеупорной, влагонепроницаемой и морозостойкой.

Переход на структурный уровень открывает широкое поле для инноваций в строительстве, в том числе, для обеспечения пожарной безопасности объектов. Антипирены, нанобетоны, базальтопластиковые материалы, нанокомпозиты для полимеров… Модификация материалов на структурном уровне кардинально изменяет их свойства.

В 2013 году в Волгограде на совместном предприятии «Роснано» с участием химического холдинга «Никохим» начнется выпуск безгалогенового антипирена. Он представляет собой наноструктурированный гидроксид магния с модифицированной поверхностью. «Преимущества нанокомпозитных антипиренов по сравнению с традиционно применяемыми у нас очевидны. Коэффициент дымотления при добавлении нового антипирена в пластики уменьшается на 40%. А именно отравление продуктами горения является причиной гибели людей при пожаре в 90% случаев», - говорит управляющий директор «Роснано» Дмитрий Пимкин.

Пожар в «Хромой лошади» останется одним из самых страшных в новейшей истории России по количеству жертв. В 2011 году число жертв пожаров составило почти 12 тыс. человек. Немногим более получили травмы. Отдельной статистики по объектам дорожного сервиса нет. Однако имеет смысл задуматься о создании рейтинга их безопасности и удобства по регионам. В дальнейшем его можно использовать в качестве одного из критериев при составлении рейтинга безопасности российских автомобильных дорог.