Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Эксперты

Камерный блэкаут Подмосковья

Камерный блэкаут Подмосковья

Антон Петровский, 26.09.2016

Недавно на Подмосковных дорогах массово перестали работать камеры видеофиксации правонарушений. Это не первый и, вероятно, не последний блэкаут системы. Пострадал не только бюджет Московской области, который собрал на полмиллиарда рублей штрафов меньше, чем обычно; цена драмы для чиновников – десяток миллиардов рублей. Разбираемся, во столько может обойтись полное реформирование действующей системы видеофиксации и кто стоит за хакерскими войнами на дорогах?

Об очередном отключении камер в Подмосковье все узнали из письма ООО «СМУ-7» к региональному ГИБДД, которое обслуживает вышедшие из строя камеры. Систему поразили вирусы, а сама она работает на обычных компьютерах с Windows XP и простым паролем на вход. Позже выяснилось, что для подключения к системе можно просто подняться на стремянке к любой камере и вручную запустить вирус – очевидно, именно так и «вывелись» из строя 110 из 149 комплексов фотовидеофиксации «Стрелка-СТ», установленных в Подмосковье (остальные просто не были подключены к сети).
Дело оказалось выгодным. К примеру, поставив Московской области 140 комплексов «Стрелка-СТ» по средней цене 5 млн рублей, поставщик камер «Строй Инвест Проект М» получил около 700 млн рублей. Помимо этого, регион платил около 170 млн рублей в год за обслуживание «Стрелок». Однако, конкуренты не дремали - не самая крупная IT-компания «Вокорд» разработала более дешевый комплекс видеофиксации, в котором вместо аналоговой видеокамеры, как в «Стрелке-СТ», была установлена цифровая по цене около 2 млн рублей вместо 5 млн рублей. Победить в тендерах в Московской области у них никак не получалось: в тендерной документации прямо указывались параметры «Стрелки-СТ». Одновременно на рынке появилось НПО «Призма», которое занимается производством металлорежущих станков и никак не было замечено в дорожной сфере.
Искры конфликта полетели в разные стороны Подмосковья, в котором с приходом нового губернатора Андрея Воробьева обновилась команда правительства и появился спрос на слом привычных «схем». Кроме того, в области камеры работали неэффективно: если в Москве одна камера «выписывает» штрафов почти на 12 млн рублей, то в области всего на 8 млн рублей, а обслуживание 140 подмосковных камер ежегодно обходилось подмосковному бюджету в сумму более 100 млн рублей, в то время как структуры «Строй Инвест Проект М» обслуживали 260 столичных камер всего за 25 млн рублей.
В ноябре прошлого года конкурс на обслуживание подмосковных комплексов видеофиксации выиграло ЗАО «ИнтехГеоТранс», действовавшее в интересах НПО «Призма», снизив стоимость работ с 172 млн рублей до 87 млн рублей. Но компания не смогла полноценно приступить к обслуживанию системы. В Управления ГИБДД по Московской области подрядчику заявили, что не знают, где находится сервер, куда поступают все данные с камер, а сами камеры, как и в этом году, поразил вирус. После того как удавалось «вылечить» от вирусов одну из камер, через несколько дней она оказывалась снова заражена. Камеры не работали почти месяц. Когда сотрудники «ИнтехГеоТранса» решили провести инвентаризацию системы и выяснилось, что на большинстве камер загрязнены стекла объективов, на металлических элементах есть следы коррозии, а 10% комплексов вообще никогда не подключались к электропитанию, Центр безопасности дорожного движения Московской области (ЦБДДМО), в чьем ведении находятся комплексы видеофиксации, немедленно расторг контракт. В объявленном снова тендере структуры «Строй Инвест Проект М» решили стоять до конца, чтобы не допустить конкурентов, и победили, снизив цену до 13 млн рублей, что, по словам совладельца НПО «Призма» Сергея Ласкина, существенно ниже рентабельности.
Развернулась война, в результате которой прокуратура возбудила уголовное дело по статье «Мошенничество», а глава Центра организации дорожного движения Москвы был уволен.
В этот раз работа системы видеофиксации была восстановлена в течение недели. Пока чиновники не спешат с оргвыводами. Полная замена камер видеофиксации обойдется бюджету в десяток миллиардов рублей. Либо вместо стационарных камер будут работать сотрудники ГИБДД, которые меряют скорость ручными камерами «Стрелка-М». Пока к этим камерам претензий нет ни у депутатов, ни у конкурентов – вероятно, потому, что последние еще не выпускают мобильные комплексы видеофиксации.

Недавно на Подмосковных дорогах массово перестали работать камеры видеофиксации правонарушений. Это не первый и, вероятно, не последний блэкаут системы. Пострадал не только бюджет Московской области, который собрал на полмиллиарда рублей штрафов меньше, чем обычно; цена драмы – десяток миллиардов рублей. Разбираемся, во столько может обойтись полное реформирование действующей системы видеофиксации и кто стоит за хакерскими войнами на дорогах?