Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Эксперты

Дороги по Гоголю

Дороги по Гоголю

Армен Захарян, 27.06.2014
Примерно с такими мыслями я езжу обычно по России. И не хочется об этом думать, но приходится: ямы – глубокие, широкие и неистовые, как суровый нрав Собакевича; кривые заплатки на асфальте – как костюм барахольщика Плюшкина; нереализованные проекты и не построенные развязки – как планы Манилова по облагораживанию собственного поместья. И при этом хорошие дороги скупы, как Коробочка: их мало, они стали, скорее, исключением, чем правилом.

Статистика только подтверждает личный опыт: по строительству и содержанию дорог Россия находится на 111-м месте в мире. Наша дорожная сеть соответствует нормативным требованиям меньше чем на 30 процентов. Более 10% населения России каждую весну и осень оказываются отрезанным от мира из-за отсутствия дорог с твердым покрытием. И при всех этих проблемах нагрузки на дороги продолжают расти стремительными темпами: интенсивность движения каждый год прибавляет по 5-7%. Только за последние 10 лет количество автомобилей в России увеличилось с 50 до 300 единиц на 1000 жителей.

В такой ситуации российские дороги становятся практически «американскими горками»: наша страна занимает на сегодняшний день 6-е место в Европе (в процентном соотношении от количества автомобилей) по смертности на дорогах. Конечно, большинство этих случаев связано с нарушениями, в которых вряд ли можно обвинить дорожное покрытие, – превышение скорости и выезд на встречку. Но, тем не менее, приходится констатировать – сами дороги в России не способствуют безопасности движения, а становятся еще одним фактором угрозы, который ее усугубляет.

Но если проблема дорог зависит от нас с вами в меньшей степени, то решение проблемы дураков во многом – в наших руках. В первую и главную очередь речь идет о том, чтобы максимально брать на себя ответственность, осознавая, что на дороге ты всегда находишься не в самых безопасных условиях. Не отвлекаться, быть всегда внимательным, не рассчитывать на то, что «другой водитель успеет/проскочит/уступит», стараться не превышать скоростной режим. Одним словом исходить из того, что на дороге – если сам себе не поможешь, то никто не поможет.

Одновременно с этим чрезвычайно важно самому помогать на дороге другим. Поведенческая терапия, разработанная Берресом Скиннером, учит, что положительные подкрепления закрепляют то или иное поведение. Если вас пропустили – поблагодарите «товарища» аварийкой: вероятность того, что он пропустит кого-то в следующий раз, возрастет. Если вы снизили скорость перед лужей, чтобы не обрызгать пешеходов, так же могут поступить как минимум те водители, которые это видели. Конечно, всегда найдется тот водитель, который начнет сигналить и возмущаться, но лучшее средство воздействия в таком случае – игнорировать его поведение, никак на него не отвечать: тогда оно – вместе с его агрессией – не получит подкрепления и угаснет.

Вообще, на мой взгляд, приложение научных поведенческих методов к гоголевским реалиям российских дорог – единственный метод добиться положительного результата. Одними из приверженцев «гоголевской» точки зрения являются представители «Движение за ответственное вождение». Конечно, сами они это так не формулируют, но де-факто их методы соответствуют теории Скиннера. Не занимаете лишнего места при парковке? Оставляете записку с номером телефона под лобовым стеклом? Помогаете убрать сломавшийся автомобиль с дороги? Надеюсь, с каждым подобным маленьким шагом хрестоматийных «дураков» будет становиться все меньше и меньше, пока и вовсе не останется. А тогда, глядишь, и дороги подтянутся, и Гоголь станет чуть менее актуальным.

Специально для центра «За безопасность российских дорог» - Армен Захарян (INTOUCH) совместно с «Движением за ответственное вождение».
Гоголь в России никогда не переставал быть актуальным. Более 200 лет прошло с момента его рождения, но мы до сих пор живем в стране его произведений: снимаем «гоголевскую шинель», ссоримся, как Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, и, конечно, вечно несемся в неизвестном направлении, не давая ответа на окрик: «Куда?». Так что, даже если первым хрестоматийную проблему дураков и дорог поднял все-таки не Николай Васильевич, то описал ее лучше других именно он.