Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Приоритетное будущее дорожного строительства

Приоритетное будущее дорожного строительства

16.08.2018

В Указе президента «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» заметное место уделено строительной сфере и вопросам развития транспортной инфраструктуры.

В новом президентском указе обозначено девять национальных целей, на достижение которых ближайшие шесть лет должна быть направлена работа правительства:

  • обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ;

  • повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году — до 80 лет);

  • обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции; снижение в два раза уровня бедности в стране;

  • улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;

  • ускорение технологического развития России;

  • увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

  • обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

  • вхождение России в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%;

  • создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Стройсектор будет вовлечен и в реализацию комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. Создать его указ предписывает на основе Стратегии пространственного развития Российской Федерации — документа, разработкой которого занимается Минэкономразвития. Кроме того, согласно новому майскому указу, национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» предстоит решить задачу преобразования строительного комплекса наряду с другими приоритетными отраслями экономики посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений.

Масштабная модернизация автодорожной сети и повышение безопасности российских дорог, ставшие лейтмотивом национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог, — это тоже продолжение тезисов президентского послания Федеральному собранию. Тогда Владимир Путин напомнил о необходимости «„прошить“ всю территорию России современными коммуникациями». Также президент заявил, что в предстоящие шесть лет расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России следует удвоить, направив на эти цели более 11 трлн рублей из всех источников (против 6,4 трлн рублей, потраченных в 2014–2017 годы). Прозвучали в послании и необходимость разработки комплексного плана модернизации и расширения всей магистральной инфраструктуры страны на основе Стратегии пространственного развития, и ряд предложений по развитию российских участков международных транспортных коридоров и других стратегически важных инфраструктурных объектов, которые согласно новому майскому указу должны быть отражены в этом плане.

Целевые показатели нацпроекта по развитию транспортной инфраструктуры выглядят следующим образом:

  • увеличение доли автодорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, не менее чем до 50% (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 года);

  • снижение доли автомобильных дорог федерального и регионального значения, работающих в режиме перегрузки, в их общей протяженности на 10% по сравнению с 2017 годом;

  • снижение количества мест концентрации ДТП (аварийно-опасных участков) в два раза по сравнению с 2017 годом;

  • снижение смертности в результате ДТП в 3,5 раза по сравнению с 2017 годом — до уровня, не превышающего четырех человек на 100 тыс. населения (к 2030 году — стремление к нулевому уровню смертности).

Решать вопросы реализации дорожной подпрограммы в рамках майского указа планируется, в частности, через применение новых механизмов развития и эксплуатации дорожной сети, в том числе через инфраструктурную ипотеку (перспективный инструмент государственно-частного партнерства, пока существующий в России лишь на уровне концепции, но рассматривающийся властями как один из ключевых элементов развития региональной инфраструктуры в ближайшие годы), и более широкое использование контрактов жизненного цикла в строительстве дорог. Делается упор и на внедрение в дорожное строительство передовых технологий и материалов, и на создание механизмов экономического стимулирования сохранности автомобильных дорог регионального и местного значения.

Борис Некрасов, руководитель по продажам и маркетингу, отдел решений для безопасности дорожного движения компании 3М считает указания президента своевременными:

− У нас в стране не всегда уделяли должное внимание вопросам транспорта и связи. А ведь это одна из ключевых сфер, состояние которой влияет на жизнь в стране. Во многих странах мира пост министра транспорта такой же важный, как и посты министра обороны или министра финансов. Так, в США директор Департамента транспорта (US DOT) входит в «ближний круг» администрации президента и участвует в решении практически всех стратегических вопросов развития страны. В России же с ее огромными территориями и расстояниями без современных транспортных артерий как между регионами, так и внутри них и в населенных пунктах просто немыслима нормальная современная жизнь. Наша улично-дорожная сеть, особенно на региональном и муниципальном уровнях, сейчас далека от совершенства как в части пропускной способности, так и в части безопасности дорожного движения. Именно поэтому модернизация дорожной инфраструктуры — это стратегическая задача, решение которой должно вывести страну на качественно более высокий уровень развития и обеспечить нормальное функционирование ее экономики.

Отечественный стройкомплекс вполне готов к решению амбициозных задач по выполнению всех видов дорожных работ в нужных объемах. Еще с советских времен у нас была хорошая школа дорожных и мостовых кадров, существовали мощные профильные строительные организации. В первые годы становления нового Российского государства в силу серьезного недофинансирования в отрасли возникло много проблем, которые в том числе негативно сказались и на нашем дорожно-строительном комплексе. Но все же основной костяк сохранился. И теперь, когда есть достаточно стабильное финансирование, набирающие силу дорожные фонды, социальный запрос от населения на современные качественные и безопасные дороги, дорожные и мостовые организации укрепляются. Я бы даже сказал, чем амбициознее задачи и чем выше финансовые и иные ресурсы, направляемые государством и частными инвесторами на их решение, тем сильнее станет дорожно-строительный комплекс.

Успешная реализация планов указа, на мой взгляд, зависит от того, насколько выбранная стратегия на модернизацию дорожной инфраструктуры будет поддерживаться на высшем политическом уровне долгий период времени и насколько стабильно будет обеспечиваться финансирование дорожной отрасли на всех уровнях с нарастающими темпами. На сегодняшний день такие перспективы выглядят вполне убедительно, так как и само общество, и возможности экономики созрели для реализации этой амбициозной задачи.