Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Всех на проверку

Всех на проверку

13.05.2015
В МВД обсуждают идею ввода принудительного медицинского освидетельствования водителей. Ведомство обеспокоено ростом числа автолюбителей, пойманных за рулем в состоянии наркотического опьянения. 

После ужесточения российского законодательства по борьбе с нетрезвыми водителями по официальной статистике безопасность на дорогах начинает медленно улучшаться. Полтора года назад в России ужесточили наказание: штраф вырос до 30 000 рублей, а суды стали чаще лишать прав любителей выпить. В результате в прошлом году на 9% снизилось количество пойманных в состоянии опьянения водителей. Показатель общей аварийности снижается, за первые три месяца этого года он упал почти на 5%. За это время из-за нетрезвых водителей произошло 1889 ДТП, в которых погибло 339 человек. Снижение по ДТП составило около 15% к аналогичному периоду прошлого года, по погибшим – около 30%.  

При этом в общем количестве нетрезвых водителей значительно выросла доля лиц, чье опьянение было вызвано наркотиками. По информации ГИБДД, в отношении водителей-наркоманов в прошлом году возбуждено 16,8 тысяч административных дел. Как сообщает ведомство, это на 20% больше, чем в 2013 году. Получается, применяемые для борьбы с водителями в состоянии алкогольного опьянения наказания - высокие штрафы и лишение прав на наркоманов не влияют, говорят в МВД. 

Выявить наркоманов на дороге довольно сложно, утверждают в ГИБДД. Как рассказал старший научный сотрудник Научно-исследовательского центра БДД МВД РФ Кирилл Баканов, инспекторы могут применять на дороге экспресс-тесты для анализа слюны. С их помощью можно выявить водителей, употребивших кокаин, амфетамин, каннабиноиды, опиаты и другие вещества. Однако экспресс-тесты отличает низкая достоверность результатов, вероятность получения ложных данных при таком анализе достигает 10-15%. Более того, данные тесты юридически не являются средствами измерения и показания приборов не могут быть использованы в качестве доказательства в суде. Фактически, отмечает Баканов, установить факт наркотического опьянения можно только в больнице при медицинском освидетельствовании.

По российскому законодательству от этой процедуры можно отказаться. Суд налагает на «отказника» штраф в 30 тысяч рублей и лишает его водительских прав на срок до двух лет. В 2014 году не испугались наказания и воспользовались правом на отказ 379 тысяч водителей, что на 5% больше, чем в 2013 году. В МВД считают, что необходимо вводить принудительное медицинское освидетельствование на состояние опьянения. 

Инициатива уже нашла поддержку в Минздраве. В министерстве считают, что при принятии решения о мере наказания для водителей, отказавшихся от тестирования, судьям стоит направлять нарушителей на обязательную диагностику по выявлению наличия психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением психоактивных веществ, и связанное с этим лечение и медицинскую реабилитацию. 

Главный нарколог Минздрава РФ Евгений Брюн подчеркивает: если возникает подозрение, водитель обязан сдать анализ. Как отметил эксперт, отказ от освидетельствования в дальнейшем ведет к судебным разбирательствам и зачастую они только запутывают ситуацию и отнимают время. В тоже время все сомнения можно решить единым разом. «Сдал анализ: если чист, то свободен», - говорит Брюн, добавив, что водителей, пойманных в состоянии наркотического опьянения, необходимо направлять на учет в наркодиспансеры в обязательном порядке. 

Некоторые эксперты, как сообщает «Коммерсант», негативно оценили инициативу ГИБДД. Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин уверен, что данная мера не будет принята. По его мнению, количество нетрезвых на дорогах изменилось потому, что пьющие водители после усиления санкций перешли на легкие наркотики, поскольку осведомлены, что наркотическое опьянение выявить намного сложнее. Похожее же мнение высказал и зампред фракции ЛДПР в Госдуме Ярослав Нилов. Он  считает, что нетрезвых водителей не стало больше, просто они теперь чаще попадаются: ранее участников аварии проверяли на состояние опьянения выборочно, а с 2013 года при ДТП проверяют всех без исключения водителей. Принудительное освидетельствование даст возможности для злоупотреблений сотрудникам ГИБДД, считает Нилов.