Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Оптимизация дорог

Оптимизация дорог

20.04.2015
Федеральный бюджет урежет помощь регионам на строительство дорог. Выделенная ранее на эти цели сумма в 69,3 млрд сократится на 13,3% до 60 млрд рублей. 

«Нам необходим настоящий прорыв в строительстве дорог. В предстоящее десятилетие нужно как минимум удвоить объем дорожного строительства», - такое поручение год назад дал президент РФ. На ускорение темпов, по подсчетам Минфина, каждый год потребуется дополнительно выделять около 100 млрд рублей. Этой суммы в федеральном бюджете не нашлось. Кабмин нашел возможность выделить около 70 млрд: на крупные и особо значимые для социально-экономического развития РФ проекты, реализуемые в регионах, и большую часть от суммы – на софинансирование развития региональных и местных автодорог. Для сравнения в прошлом году трансферы из федерального бюджета достигли 55,5 млрд руб. 

Однако дополнительные 69,3 млрд даже не успели толком распределить. На днях стало известно, что Минтранс подготовил постановление, урезающее бюджетные трансферы регионам на 13%. Будет сокращено финансирование крупных проектов в восемнадцати регионах. Например, строительство объездных дорог в Оренбурге, Калуге, Нижнем Новгороде. На возведение Балаковского моста в Саратовской области денег должно хватить, тем более что проект находится в завершающей стадии. Сокращение коснется и развития сети региональных и местных дорог. Самых больших сумм лишатся Москва и Подмосковье. Эти субъекты должны были получить около 7 млрд рублей, теперь сумма уменьшится примерно на миллиард. В первую очередь финансирование получат уже начатые проекты, хотя некоторые из них, возможно, все же придется заморозить. К реализации новых проектов в текущем году приступать не будут. 

По информации Росавтодора, в России в прошлом году было построено и реконструировано более 580 км федеральных дорог, это на порядок больше запланированного объема в 534 км. Отремонтировано более 9500 км федеральных трасс. На финансирование дорожного хозяйства ведомство израсходовало 420 млрд рублей. В текущем году на эти цели было запланировано выделить около 570 млрд рублей, что позволило бы построить и реконструировать 781 км дорог. По данным Росстата, на 2012 год протяженность дорог общего пользования в России составляла 1,2 млн км. Из них 728 тыс. км - местные дороги, 504 тыс. км – региональные и 50,7 тыс. км – федеральные трассы. С 2005 по 2012 год в России было введено около 700 тыс. км дорог. То есть, по поручению президента должно быть построено около 1,4 млн км дорог в ближайшие десять лет. 

Росавтодор вынужден заняться оптимизацией и сокращение объемов межбюджетных трансфертов – продолжение политики по урезанию расходов. Агентство ранее сообщало о намерении в текущем году почти на 28% сократить выделение средств на строительство и реконструкцию автотрасс, а вот деньги на содержание и ремонт дорог будут потрачены в запланированных объемах. Еще в прошлом году Росавтодор совместно с Минтрансом разработал инструкцию по оптимизации расходов и ускорению дорожного строительства. В официальных рекомендациях указано, что при реализации капиталоемких крупных проектов стоит привлекать внебюджетные средства, целесообразно переносить на более поздние сроки строительство дорогостоящих объектов, на которые не выделено бюджетных средств. К строительству местных дорог с небольшой протяженностью или низкой интенсивностью движения стоит подойти экономно: сделать их узкими - шириной в 4,5 метра, уменьшить толщину дорожной одежды, а при их строительстве допустимо применять отходы производства. 

Главы регионов с готовностью поддержали призыв Росавтодора к экономии. В частности, глава Республики Татарстан Рустам Минниханов предложил не асфальтировать малоиспользуемые дороги. Там, где за сутки проезжает менее ста машин, по его убеждению, достаточно бетонных плит или просто щебенки. С ним согласен замглавы Нижегородской области Владимир Иванов. «На мой взгляд, в России было несправедливо забыто понятие дорог 4–5 класса». Один километр заасфальтированной дороги обходится примерно в 30 млн рублей. Километр дороги 4-5 классов обойдется в три раза дешевле, посчитали чиновники. В правительстве Нижегородской области уже разработали проект постановления о введении технорм по дорогам 4–5 классов. Также изучается возможность начала строительства сельских дорог без получения соответствующих разрешений. Снижение технических требований к местным дорогам как раз позволит выполнить поручение президента даже при урезанном финансировании, уверены большинство экспертов.

По итогам прошлого года лидером по аварийности из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог в рейтинге МОЦ «За безопасность российских дорог» стала Московская область. Максимальный уровень опасности на дорогах также в Ленинградской и Нижегородской областях. Ленинградской области, по заявлению вице-губернатора региона Михаила Москвина, только по предварительным подсчетам ежегодно необходимо на ремонт дорог 50 млрд рублей. По словам чиновника, протяженность дорог региона практически равна протяженности дорог в Санкт-Петербурге, а средств на содержание выделяется в 4 раза меньше. На этот год в бюджете области заложено 9,4 миллиарда рублей. Кстати, Питер в рейтинге находится в числе лидеров с максимальным уровнем безопасности, занимая четвертое место. 

По данным правительства Нижегородской областях, в текущем году в регионе должны построить 18,9 км новых дорог и отремонтировать 169 км городских и сельских дорог. Эти показатели больше, чем в прошлом году в полтора и два раза соответственно. В Подмосковье наращивать темпы ремонта и строительства дорог не планируют. В прошлом году отремонтировано 1602 км дорог, в проекте региональной программы на этот год – ремонт 1519 км областных автодорог. Два года назад ВЦИОМ провел опрос жителей региона, согласно его результатам самой большой проблемой для них является плохое состояние дорог. Это отметили 60% респондентов, даже вечно проблемное ЖКХ отошло на второй план – оно беспокоит 47% жителей области. Только по официальной статистике 70% регионального дорожного фонда находится в неудовлетворительном состоянии. В ремонтных работах нуждаются 10 тысяч км из 14,5 тысяч дорог. Учитывая незначительный объем работ, Подмосковье еще долго будет нести гордое знамя лидера по аварийности.