Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Ремни БЕЗ опасности

Ремни БЕЗ опасности

09.04.2015
Каждый год в мире в ДТП погибают 1,3 млн человек, 50 млн получают тяжелые травмы. По мнению экспертов, половина погибших могла бы выжить в аварии, если бы использовала ремни безопасности. Пострадавшие вовсе не получили бы травм или характер повреждений отличался меньшей тяжестью.  

40 лет назад - 1 апреля 1975 года в нашей стране для водителей и пассажиров легковых автомобилей была введена обязанность использовать ремни безопасности. Однако отечественный автопром не особо спешил повысить безопасность на дорогах. В 70-е годы ремнями начали оснащать всего несколько моделей и этот процесс растянулся на десятилетия.  Например, на некоторых моделях УАЗа - буханках устанавливать ремни безопасности начали в 2000-м году, на некоторых и в 2003-м. Относительно недавно начали внедрять задние ремни безопасности. Например, на автомобиль ОКА 11116 завод-изготовитель стал их устанавливать только в апреле 2007 года. 

В начале 2013 года ГИБДД на своем сайте провела опрос водителей на предмет использования ремней безопасности. Около девяти тысяч человек сообщили свое мнение по этому поводу. Оказалось, что только 50% россиян всегда пристегиваются. Четверть уверена, что это нужно делать только на переднем сидении, 17% ориентируются по обстоятельствам, 10% убеждены, что ремни безопасности – это бесполезное устройство. Проведенный через несколько месяцев опрос ВЦИОМ дал иные результаты.  Пристегиваются 78% водителей и 70% пассажиров переднего сиденья, на задних постоянно пристегиваются только 24% опрошенных. При этом только 84% согласились с утверждением, что ремни снижают смертность и количество травм при аварии. 

Данные исследований однозначно утверждают: использование ремней безопасности спасает жизнь при столкновении. Вероятность гибели водителя уменьшается при лобовом ударе в 2,3 раза, при боковом - в 1,8 раза, в случае  опрокидывания машины - в 5 раз. У пристегнутых пассажиров вероятность смерти и получения тяжёлых травм падает на 40-50%. Краш-тесты подтверждают, даже при скорости в 30 км/ч, которую российские автолюбители воспринимают как абсолютно безопасную, у непристёгнутых манекенов фиксируются пиковые нагрузки в области груди, шеи, головы и бёдер, то есть реальные люди в такой ситуации неизбежно получат травмы. С каждым набранным «километром в час» их тяжесть возрастает и отделаться легким испугом при аварии могут только счастливчики. Например, те, кто на форумах пишет, что непристегнутый ремень спас им жизнь. 

При аварии положение человека в автомобиле может остаться неизменным только в одном случае: если машина едет с черепашьей скоростью, к примеру в 5 км/ч, а столкновение происходит где-нибудь на парковке с бордюром или ограждением. В остальных случаях подвижность тела человека в пространстве автомобиля при столкновении очень велика. И чем выше скорость, тем быстрее он «летает» по салону. Например, неофициальная статистика свидетельствует – непристёгнутые пассажиры переднего сиденья зачастую получают травмы при ударе о переднюю панель или лобовое стекло, когда водитель просто резко тормозит. Вероятность выжить в ДТП напрямую зависит от скорости машины. 

Нужно отметить, что в развитых странах, в которых традиционно уделяют большое внимание безопасности на дорогах водители и пассажиры отнюдь не поголовно пристегиваются ремнями. Как сообщает Европейский совет безопасности транспорта, в Европе 88% пассажиров пристегивается на переднем сиденье и 72% — на заднем. Опросы общественного мнения выявили, что самые «ответственные» участники дорожного движения проживают в Германии, Швеции, Франции, Нидерландах и Великобритании. Здесь 95% опрошенных заявили, что всегда пристегиваются ремнями безопасности. Интересно, что по данным исследования Шведского национального сообщества безопасности дорожного движения около половины водителей грузовиков не используют ремни. Анализ аварий 2011—2013 годов показал, что только 5% погибших за рулем дальнобойщиков были пристегнуты, в то время как половине погибших ремень мог бы спасти жизнь. 

Сознательность в вопросах обеспечения собственной безопасности на дорогах помогают развивать жесткая система штрафов и бонусов. В некоторых странах непристегнутым при аварии пострадавшим отказывают в выплате по страховке, а пристегнутым – выплачивают на 25% больше. В Канаде штраф за непристегнутый ремень достигает 1000 долларов, в Великобритании – 500 фунтов, в Италии – 300 евро, в Японии – 450 долларов, в США – 50 долларов, а в Китае, пожалуй, самая мизерная сумма – 8 долларов. В России это нарушение ПДД карается штрафом в 1000 рублей. 

Данные статистики свидетельствуют, что водители «вспоминают» о необходимости  использовать ремни безопасности с некоторой периодичностью. Эксперты связывают это с резонансными авариями и деятельностью СМИ. Аварии, в которых гибнут или получают тяжелые увечья знаменитости долго не сходят с первых полос. Из резонансных ДТП можно вспомнить гибель губернаторов Михаила Евдокимова (2005) и Виктора Шершунова (2007). Оба попали в ДТП на автомобилях Мерседес представительского класса, в обоих случаях пассажиры и водители не были пристегнуты и погибли, несмотря на сработавшие подушки безопасности. Кстати, водитель Форда, врезавшийся на встречке в машину Шершунова, остался жив благодаря ремню безопасности. В 2005 году Николай Караченцов, управляя автомобилем, получил тяжелые травмы, фактически поставившие крест на его карьере. Актер не был пристегнут ремнем безопасности. 

Данные исследований говорят, что подушки безопасности – не панацея, они не заменяют ремни, а действуют в тандеме с ними. Также эксперты утверждают, что не нужно надеяться на массированную рекламу, вселяющую излишнюю уверенность в мощной защите современных автомобилей от аварии. Например, системы стабилизирующие динамику или автоматического экстренного замедления автомобиля типа активного круиз-контроля, электронные помощники, отличная управляемость и цепкие тормоза, безусловно, эффективны и нужны, однако, по мнению экспертов, информация о них имеет расслабляющий эффект. Например, по словам российских экспертов, наши чиновники зачастую не только не пристегиваются сами, но и запрещают это делать своим водителям. «Они считают, что пристегиваться – значит, позорить хорошую машину», - говорят спецы. Россияне привыкли полагаться на авось, ссылаться на неудобство от ремней, а то и посмеиваться над «трусоватостью» пристегнувшихся. Однако итог такой бравады может быть непредсказуем: при аварии шансы выжить у смельчаков уменьшаются.