Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Убыточное ОСАГО

Убыточное ОСАГО

27.03.2015
В апреле на 40% вырастет базовый тариф на ОСАГО, величина территориального тарифного коридора расширится с 5 до 20%. Такое решение принял Банк России, исходя из необходимости сбалансировать рынок ОСАГО. 

С 1 апреля почти в три раза увеличиваются страховые выплаты пострадавшим (со 160 тысяч до полумиллиона рублей). Полгода назад возросла максимальная сумма выплаты на возмещение вреда имуществу: со 120 до 400 тысяч рублей. Тогда же, впервые с 2003 года были повышены тарифы ОСАГО - примерно на треть. 

«Позитивных изменений в ОСАГО за последние полгода было больше, чем за все 12 лет его существования в России», - уверен председатель Российского союза автостраховщиков (РСА) Игорь Юргенс. В 2014 году тариф был изменен впервые с момента появления в России этого вида страхования. До осеннего повышения ОСАГО стало глубоко убыточным во многих регионах России, страховщики называют разные цифры: от 30 до 40 регионов. Из-за этого одни компании вообще отказывались от лицензии на ОСАГО, другие отказывались продавать полис конкретно в убыточных регионах или под разными предлогами «впаривали» вместе с автогражданкой еще несколько услуг. 

Положением дел на рынке ОСАГО не были довольны ни страховщики, ни водители. Первые несколько последних лет говорят о кризисе в отрасли и растущих убытках. Обвал рубля и соответственно рост цен на запчасти заставил РСА активизировать лоббирование интересов компаний. В ноябре 2014 года РСА обратил внимание Центробанка на проблему, представив расчеты Независимого актуарного информационно-аналитического центра. Его специалисты сочли необходимым увеличить ставку на 56,7%. В Центробанке первоначально заявляли о цифре в 30%, затем был озвучен окончательный вариант – 40%.  

В феврале комитет Госдумы по финансовому рынку уже выражал сомнение в обоснованности повышения тарифов. Сейчас депутаты от ЛДПР готовят поправки в закон, предусматривающие заморозку тарифов ОСАГО до 2017 года. «Необходимы публичные парламентские слушания с полной аргументацией, нужно объяснить, почему по статистике деньги, поступающие в страховой бизнес по продукту ОСАГО, превышают суммы выплат водителям, а это значит, что бизнес рентабелен», - говорит депутат Госдумы Ярослав Нилов. Эту инициативу страховщики сразу назвали популистской, некоторые эксперты выражают сомнение в том, что она будет поддержана. В противном случае правительству, скорее всего, придется принимать меры по поддержке страховых компаний, т.к. они заявляют, что ОСАГО – это главный драйвер, именно от него зависит будущее всего страхового рынка России. 

Руководители сообществ водителей и некоторые эксперты также со скепсисом относятся к заявлениям страховщиков об убыточности ОСАГО. По официальным данным, в 2013 году компании собрали 134 млрд руб., выплатили 77 млрд. В 2014 они опять остались в плюсе, уверен координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «В 2014 году по ОСАГО собрали 150 млрд рублей, а выплатили 90 млрд рублей, тогда как по закону должны были выплатить 120 млрд». В карманах страховщиков «затерялись» 30 млрд рублей, эта сумма как раз покроет повышение их расходов на возмещение ущерба, отмечает Шкуматов. «Страховщики сейчас не платят даже то, что должны», - согласен глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

Водители жалуются на навязывание допуслуг, занижение суммы ущерба, сложную процедуру оформления и недоступность полисов ОСАГО. В частности, в Центробанк поступили массовые жалобы на невозможность приобрести полис в Челябинской, Свердловской, Кировской областях и других регионах. Водители жаловались, что при отказе приобретать допуслуги вместе с автогражданкой, страховщики отказывают в выдаче полиса под разными предлогами. Стоимость доппакета достигает нескольких тысяч рублей. На навязывание услуг водители также жаловались в Роспотребнадзор и в ФАС. Антимонопольщики отметили, что количество регионов, в которых отмечены массовые жалобы на работу страховщиков, в два раза превышает количество регионов, объявленных ими убыточными. 

В РСА уверены: причина проблем – в недооцененности тарифа. «Страховщикам его просто не хватало, чтобы честно оплачивать убытки», - утверждает Юргенс. С повышением такие негативные явления как навязывание допуслуг, невозможность приобрети полис и занижение размеров выплат уйдут в прошлое. Самый лучший вариант для страховщиков – переход от регулирования тарифов к свободным ценам на ОСАГО. Расширение тарифного коридора, по мнению президента РСА, первый шаг на этом пути.  

Уже объявлено, что в 10 регионах России будут применены понижающие коэффициенты, в 11 регионах – повышающие. Максимально тарифы вырастут в Мордовии и на Камчатке, значительное повышение ждет и другие проблемные по убыточности регионы: Адыгею,  Чувашию, Челябинскую, Мурманскую, Амурскую, Ульяновскую, Воронежскую, Курганскую области и др. Повышение приведет к росту черного рынка, говорят эксперты. Сейчас фальшивый или украденный полис можно купить всего за тысячу рублей. Правда, соблазнившиеся низкой ценой водители, по их словам, не подозревали о фиктивности таких полисов. Теперь фальшивые договора ОСАГО водители, понадеявшись на авось, будут покупать осознанно, уверены эксперты, возрастет и число тех, кто просто будет ездить без полиса.