Аналитика
За руль – только здоровых. Минздрав оптимизирует систему обследования водителей
19.03.2015
С лета 2015 года для получения медсправки водителей принудят сдавать анализы на наркотики и алкоголь – такие изменения намерен внести Минздрав с систему медицинского освидетельствования. Одновременно для непрофессиональных водителей станут необязательными посещения хирурга, невролога и лора, как и обследования - электроэнцефалография и электрокардиография.
Система обследования здоровья водителей последовательно меняется с 2013 года. Поводом стали многочисленные нарушения, выявленные Генпрокуратурой с 2010 года. Ведомство обнаружило, что более 40 тысяч человек, состоящих на учете в психоневрологических и наркологических диспансерах, получили права. Их удостоверения пришлось аннулировать в судах. Первый пакет мер, ужесточающий требования к медосмотрам и увеличивающий количество отводов для прохождения медкомиссии, был принят в конце 2013 года: закон разрешил приостанавливать действие прав при выявлении у водителя заболеваний сердца, нарушения зрения или психических расстройств. Затем был расширен список заболеваний, при которых водителю запрещен допуск к управлению автомобилем. Год назад ввели правило: только государственные психоневрологические и наркологические диспансеры могут выдать заключение, необходимое для получения медсправки.
Основное новшество в нынешнем пакете мер, призванных повысить дорожную безопасность, – обязательная сдача анализа в наркологическом диспансере по месту жительства. Как поясняет Минздрав в записке к проекту, «проведение лабораторного исследования на предмет определения наличия психоактивных веществ в моче, что повысит выявляемость при медицинском освидетельствовании лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества и злоупотребляющих спиртосодержащими напитками».
Интересно, что в Минздраве разделились мнения по поводу отмены обследований. Глава ведомства Вероника Скворцова ранее заявила о необходимости оставить электроэнцефалограмму в системе процедур для получения водительского удостоверения. «Что касается определения остроты зрения и отсутствия возможности пароксизмальных состояний — это абсолютно необходимое требование», - отметила министр здравоохранения. По ее словам, отсутствие эпилепсии принято выявлять при выдаче прав во всем мире.
Эксперты указывают и на другие недочеты в российской системе обследования водителей. Например, по их мнению, интервал в обследовании здоровья в 10 лет снижает вероятность своевременного выявления заболеваний, которые могут поставить под угрозу безопасность на дорогах. В основном в странах Европы периодичность прохождения медицинского обследования зависит от возраста. Например, в Испании непрофессиональные водители до достижения 45 лет проходят медкомиссию каждые 10 лет, с 45 до 70 лет – раз в пять лет и после 70 лет – раз в два года. Именно такой порядок является оптимальным для дорожной безопасности.
По мнению пользователей автомобильных форумов, изменение системы обследования в России вряд ли улучшит безопасность на дорогах. Как сообщают пользователи автомобильных форумов, в некоторых наркологических диспансерах уже несколько лет назад начали требовать пройти подобный тест. Правда, пока это происходит в добровольно-принудительном порядке. По закону сейчас водитель не обязан сдавать анализы, однако заартачившихся ждут долгие препирательства, так что многим проще заплатить несколько сотен рублей и получить нужную бумажку. Как показывает практика, после уплаты денег врачи не всегда проводят сам анализ. А в «принципиальных» учреждениях водителю выдают баночку, с которой он идет в туалет, и в кабинке он может налить в эту баночку что угодно.
По мнению водителей, российская система обследования здоровья является профанацией с целью вытягивания из них денег. Чаще всего врачи обходятся простым опросом пациентов, во время которого выявить какое-либо серьезное заболевание очень затруднительно. «Даже если заболевание и выявлено, то этот вопрос всегда решается деньгами: медицина у нас насквозь коррумпирована», - отметил руководитель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин еще в 2013 году, после принятии первых мер, ужесточающих требования к состоянию здоровья водителей. Сейчас на этот процесс придется тратить еще больше времени, так как государственные диспансеры просто не справятся с очередями на сдачу анализов. Кстати, частные клиники пока успешно обходят требование предъявлять в ГИБДД заключения госконтор: за 2-3 тысячи рублей они просто выписывают справки задним числом, такой документ будет датирован мартом 2014 года. Правда, к сомнительной справке могут и придраться. ГИБДД имеет право ее проверить, и этот срок может растянуться на месяц.