Аналитика
Рейтинг федеральных трасс
Эксперты центра "За безопасность российских дорог" дали оценку* федеральным трассам, учитывая статистику тяжких ДТП с двумя и более жертвами по итогам декабря 2013 года. Исследовались федеральные автотрассы, отходящие от Москвы в десяти направлениях: М-1 "Беларусь", М-2 "Крым", М-3 "Украина", М-4 "Дон", М-5 "Урал", М-6 "Каспий", М-7 "Волга", М-8 "Холмогоры", М-9 "Балтия", М-10 "Россия".
№ | Название | Км | Регионы/Области | Оценка трассы |
---|---|---|---|---|
М7 | "ВОЛГА" | 1350 | Московская, Владимирская, Нижегородская, Татарстан | 0,889 |
М8 | "ХОЛМОГОРЫ" | 1271 | Московская, Владимирская, Вологодская, Ярославская, Архангельская | 1,101 |
М9 | "БАЛТИЯ" | 610 | Московская, Псковская, Тверская | 1,311 |
М6 | "КАСПИЙ" | 1381 | Московская, Рязанская, Тульская, Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Астраханская | 1,665 |
М4 | "ДОН" | 1544 | Московская, Липецкая, Воронежская, Тульская, Ростовская, Краснодарский край | 1,878 |
М2 | "КРЫМ" | 720 | Московская, Орловская, Белгородская, Тульская, Курская | 2,639 |
М1 | "БЕЛАРУСЬ" | 450 | Московская, Смоленская | 2,667 |
М3 | "УКРАИНА" | 490 | Московская, Калужская, Брянская, Курская | 4,286 |
М10 | "РОССИЯ" | 872 | Московская, Тверская, Новгородская, Ленинградская | 4,587 |
М5 | "УРАЛ" | 1891 | Московская, Пензенская, Рязанская, Самарская, Ульяновская, Оренбургская, Челябинская | 5,182 |
Зелёную зону рейтинга заняли дороги с удовлетворительной безопасностью, получившие индекс от 0 до 1.5 единиц - это дороги М7, М8 и М9. Занявшая верхнюю строчку М7 "Волга" пересекает Владимирскую, Нижегородскую области и республику Татарстан. Отличается удалённостью крупных городов от магистрали и, следовательно, небольшим количеством аварий с участием пешеходов. Трасса М8 "Холмогоры" также проходит через Владимирскую область, плюс пересекает Вологодскую, Ярославскую и Архангельскую. Наиболее аварийные участки отмечены в Гаврилове-Ямском, Ростовском и Переславском районах. М9 "Балтия" охватывает Псковскую и Тверскую области. Трассы в жёлтом секторе (М6, М4, М2, М1) с индексом от 1.5 до 2.5 единиц признаны недостаточно безопасными. В частности, М2 "Крым", которая пересекает Орловскую, Белгородскую, Тульскую и Курскую области, характерна большим количеством ДТП из-за уснувших за рулём водителей в ночное и утреннее время. М4 "Дон" идёт через Липецкую, Воронежскую, Тульскую и Ростовскую области в Краснодарский край. М6 "Каспий" проходит через Рязанскую, Тульскую, Тамбовскую, Липецкую, Волгоградскую и Астраханскую области. М1 "Беларусь" - через Смоленскую область до границы с Белоруссией. Нижние строчки рейтинга - красную зону - заняли опасные магистрали с наибольшим показателем тяжких ДТП. Это трассы М3, М10 и М5. М3 "Украина" пересекает Калужскую, Брянскую и Курскую области. М10 "Россия" идёт через Тверскую и Новгородскую области в Санкт-Петербург. М5 "Урал" пересекает Пензенскую, Рязанскую, Самарскую, Ульяновскую, Оренбургскую и Челябинскую области. М5 оказалась самой опасной федеральной трассой из-за сильной загруженности и большого числа ДТП с жертвами от двух и более человек.
Среди регионов заметно выделяется по аварийности Московская область, где каждое пятое ДТП - по причине выезда на полосу встречного движения, нарушения скоростного режима, особенно в тёмное время суток и в условиях плохой видимости. Доля ДТП с участием пешеходов также велика, в первую очередь, из-за недостатка обычных наземных и "воздушных" (надземных) пешеходных переходов. Отметим также, что аварийность на федеральных трассах носит выраженный сезонный характер, и показатели могут поменяться с наступлением тепла, когда поток автомобилей потянется в южном направлении.
Руководитель МОЦ "За безопасность российских дорог" Дмитрий Леонтьев:
"Росавтодор" уже не одно десятилетие следит за аварийностью на федеральных трассах. Специалисты компании совместно с ГИБДД определяют участки концентрации ДТП и стараются ликвидировать их. Однако усилий федерального дорожного агентства пока недостаточно, чтобы переломить ситуацию. Каждый год вместо ликвидированных точек концентрации ДТП появляются новые. Это происходит из-за постоянного увеличения траффика, из-за низкой культуры вождения и правовой дисциплины водителей и пешеходов, возрастающего уровня тревожности (стресса) участников движения, а также по причине неадекватных действий междугородних перевозчиков, ставящих прибыль выше безопасности. Один из способов уменьшить смертность видится в персональной ответственности губернаторов за аварийность на участках федеральных дорог, проходящих через данные регионы. Несмотря на то, что обслуживают трассу "федералы", большую роль в сокращении смертности играет местная ГИБДД, повлиять на действия которой глава региона вполне способен. То же самое можно сказать и в отношении качества дорожного покрытия, а также ситуации с пешеходными переходами".
Примечание:
- Все данные, которые эксперты МОЦ "За безопасность российских дорог" использовали для составления рейтинга, находятся в открытом доступе.
- Расчёт рейтинга проводился исходя из общей протяженности автотрассы, числу тяжелых ДТП с двумя и более пострадавшими и количеству жертв в каждом регионе присутствия федеральной трассы за указанный период.