Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Электрокары в России. Реальность или фантастика?

Электрокары в России. Реальность или фантастика?

27.02.2015
Минпромторг РФ намерен создать в 2016 году отечественные требования к безопасности гибридов и электромобилей и поручил НАМИ (Научно-исследовательскому автомобильному институту) изучить все риски при их эксплуатации. Министерство считает, что они не изучены в достаточной мере. Ранее Минэкономразвития сообщило о намерении разработать перечень мер поддержки в различных сферах: таможенной, налоговой, развитии сервисной инфраструктуры, стимулирования отечественного производства, предложения по снижению стоимости экологичных машин. 

Меры поддержки, действительно, необходимы: электромобили в России популярностью не пользуются. В 2013 году было продано около 100 таких машин. В 2014 году, когда обнулили ввозные пошлины на электрокары, количество продаж возросло в пять раз – до 500 машин. Что касается гибридов, по данным «Автостата» за 9 месяцев прошлого года в России их продали немногим более тысячи. При этом автомобилей с ДВС продано 2,78 млн. Отсутствие большого спроса на электрокары вполне объяснимо их недостатками: высокая стоимость, низкая емкость батарей и, соответственно, небольшой запас хода, который уменьшается зимой в два раза, отсутствие инфраструктуры. 

Однако опрос посетителей Московского автосалона-2014 показал, что электрокары интересны российским водителям. Почти четверть опрошенных хотели бы пересесть на электромобиль, 43% автовладельцев предпочли бы ДВС гибрид или подключаемый гибрид. Это объясняется их очевидными достоинствами: экономия на «топливе», низкие по сравнению с машинами с ДВС затраты на обслуживание. Дело за малым – сделать цену на электрокары и гибриды сопоставимой с ценой обычной машины. Это самое главное условие, есть и второстепенные «бонусы»: отмена транспортного налога, разрешение ездить по выделенным линиям, бесплатная парковка, налоговый вычет и т.д. 

Эти меры широко применяются зарубежом, поэтому электрокары становятся все более популярными. Например, пересев с дизельной машины на электрокар, французы получают госсубсидию до 10 тысяч евро. В Норвегии покупатели электрокара могут передвигаться по полосам общественного транспорта, освобождены от уплаты 25%-ного НДС, сбора за регистрацию ТС, сумма которого может достигать 10 тысяч долларов. По расчетам экспертов, к 2020 году электрокары составят 20% от общей доли новых машин в Японии. Число электрокаров в Китае к этому времени достигнет 5 млн. 

Компаниям-разработчикам удалось значительно продвинуться в этой сфере. В частности, Chevrolet, Tesla и Mitsubishi удалось создать прототипы массовых моделей с запасом хода более 300 км. Благодаря новейшим разработкам появились модели способные развивать скорость более 300 км/ч и с запасом хода более 1000 км. Помимо традиционных производителей автомашин, с прошлого года созданием собственного электрокара занялась даже Apple, компания намерена выпустить модель с предварительным названием iCar к 2020 году.

Отечественный автопром также занялся этой темой, правда зачастую с привлечением иностранных специалистов и деталей. Самый известный проект – Ellada. В основном по своим показателям модель не уступает массовым зарубежным аналогам: запас хода – 150 км, скорость – до 140 км/ч, время заправки – около 8 часов. Подключаются и другие компании: «Мордовавто» вложит 130 млн рублей в проект eGo (или e-Trike). На одной зарядке модель 1+1 может проехать до 100 км на максимальной скорости до 90 км/ч, от бытовой розетки заряжается за 4 часа. Предположительная цена при запуске модели в серийное производство, намеченном на 2016 год, – около 400 000 рублей. 

Однако эксперты неоднозначно относятся к отечественным разработкам. В частности, из-за незначительных по меркам зарубежных лидеров рынка сумм инвестиций. Например, по мнению первого вице-президента Российского союза инженеров Ивана Андриевского, разработка электромобиля АвтоВАЗом экономически не обоснована, это – маркетинговый и имиджевый ход. «Объявленные инвестиции в проект - 500 млн. рублей – слишком малая сумма для серийного выпуска модели». Цифры, действительно, не впечатляют: за первое полугодие 2014 года АвтоВАЗ выпустил всего 30 электромобилей. Но завод все-таки пытается заинтересовать рынок: в ближайшее время АвтоВАЗ намерен распространить через дилеров 60 электрокаров для проведения тест-драйвов, половина из них уже пристроена. 

Власти пытаются решить и проблему развития инфраструктуры. В частности, в Санкт-Петербурге к лету 2015 года должны построить 20 станций зарядки. В Москве в этом году появится как минимум 250 новых станций и их количество достигнет 280. Появятся «зарядки» и в других регионах, но их количество будет несоизмеримо меньше. «У электромобилей обязано быть будущее: загрязнением окружающей среды в некоторых городах мы на 75-80% обязаны машинам», - отметил замдиректора департамента Минэкономразвития Олег Плужников. В целом, как считают некоторые эксперты, при соответствующем уровне господдержки, доля электрокаров может достичь 5-10% от автопарка уже к 2020 году.