Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

"Умные" дороги России

"Умные" дороги России

06.02.2015

В развитых странах проблемами растущего трафика и безопасности на дорогах озаботились давно. Например, в Японии внедрение ИТС началось в 70-х годах прошлого века. Сейчас в стране практически вся дорожная сеть, как на трассах, так и в городах, оборудована ИТС различной степени сложности. «Страна вышла в мировые лидеры в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. За год количество пострадавших в ДТП на дорогах Японии исчисляется единицами», - говорит гендиректор Ассоциации «ИТС-Россия» Владимир Крючков. 

Одним из самых больших проектов ИТС стала система в Мюнхене, создание которой началось в 1991 году. Она одной из первой начала управлять потоками транспорта в центре города, учитывая сеть магистралей в его окрестностях. А, например, современная ИТС в Монреале регулирует транспортные потоки и пригородной зоны - до 100 км от города. «Внедрение интеллектуальных транспортных систем позволяет увеличить фактическую скорость транспортных потоков с 30 до 80 км/ч. В разы возрастает количество перевезенных грузов и пассажиров. При этом существенно повышается безопасность дорожного движения: снижение смертности на дорогах с ИТС достигает 70-80%», - отметил глава Федерального дорожного агентства РФ Роман Старовойт, проанализировав зарубежный опыт. 

В России лидером в этом направлении вполне ожидаемо является Москва. Проект ИТС в городе был разработан в 2011 году. Сейчас система позволяет управлять парковочным пространством, движением наземного общественного транспорта, информировать пассажиров о сроках его прибытия, а водителей о ситуации на дорогах, фиксировать нарушения ПДД и координировать работу светофоров. На данный момент создана система телеобзора, включающая 2.5 тысячи видеокамер, позволяющая быстро реагировать на дорожные инциденты. Управлять потоками транспорта можно с помощью 1700 модернизированных светофоров. На отдельных магистралях эта система показала хорошую эффективность: пропускная способность Алтуфьевского шоссе выросла на 12-19%. Для получения данных о ситуации на дорогах установлено семь тысяч детекторов. Для информирования участников движения установлено 150 информационных табло, сейчас на них выводятся данные о неблагоприятных погодных условиях и информация сервиса «Яндекс.Пробки». По мнению мэра Москвы Сергея Собяниа, городская ИТС является одной из самых лучших и современных в мире. Она «полностью разработана, и сейчас происходит постепенное, поэтапное её внедрение в реальную жизнь и работу транспортного комплекса Москвы», - заявил мэр города. 

Одна из первых ИТС в России появилась на Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга. Сейчас в систему включены сеть метеорологических станций, сотни датчиков и контроллеров, фиксирующих изменение потока движения, информационные табло и электронные дорожные знаки, сообщающие водителям о ухудшении погодных условий, опасности или заторах. Благодаря работе ИТС количество аварий на КАД снизилось на 30%, нарушение скоростного режима – в 4 раза, на четверть снизилось количество погибших при ДТП. 

По информации Владимира Крючкова, в нашей стране более чем в 100 городах внедрены различные элементы ИТС. Наиболее активно ИТС развиваются в Москве, Санкт-Петербурге, Казани и Сочи. Например, в Петербурге благодаря внедрению ИТС общественный транспорт перестал быть дотационным и начал приносить прибыль городскому бюджету. Стимулом для создания ИТС в Казани стала Универсиада 2013 года. Сейчас, по мнению Владимира Крючкова, Казань отчасти даже опережает Москву. «Например, по системности внедрения средств фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения, адаптивного управления светофорами, организации пропускной способности уличной дорожной сети, снижении аварийности и смертности на дорогах, улучшении экологических показателей». 

В начале февраля 2015 года Росавтодор объявил о намерении создать ИТС на различных федеральных дорогах, в рамках проекта компания будет сотрудничать с «Toyota Tsusho Corporation». Проекты ИТС будут презентованы весной этого года в Японии. Сейчас уже запланировано создание ИТС в транзитном коридоре Санкт-Петербург – Хельсинки. «С июня 2014 года россияне, выезжающие в Хельсинки, а также граждане Финляндии, направляющиеся в нашу северную столицу, смогут получать метеорологическую информацию, данные о ДТП и оповещения об аварийных ситуациях, информацию о дорожной обстановке, доступных услугах и придорожных сервисах, местах для парковки и отдыха, информацию о маршрутах движения различного общественного транспорта на русском, финском и английском языках. Источниками информации являются официальные государственные структуры: Росавтодор и Финское дорожное агентство», - говорит гендиректор «ИТС-Россия» Владимир Крючков. 

Кстати, Федеральное дорожное агентство сообщило о намерении к лету 2015 года создать автоматизированную систему информирования водителей о ЧС для автодороги федерального значения М-2 "Крым". Система будет использовать средства радиосвязи гражданского диапазона (CB). В прошлом году в Орловской области уже установлено 8 ретрансляторов, еще 23 устройства появятся на территории Тульской, Белгородской и Курской областей. По данным Росавтодора, в сутки средствами радиосвязи на трассе "Крым" пользуются примерно 2,8 тысячи человек, что составляет около 20 % от потока. 

По мнению Владимира, развитие ИТС в России в ближайшее время будет идти в городах, которые в 2018 году примут чемпионат мира по футболу.

 

В России несколько лет назад началось внедрение интеллектуальных транспортных систем. Они позволяют управлять движением транспортных потоков, увеличивать пропускную способность дорог, информировать участников движения о заторах, ДТП и дорожных работах для повышения безопасности и снижения количества пробок.