Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Эксперты

Михаил Щербаков: Позиция ГК «Автодор» вызывает вопросы у профессионального сообщества

Михаил Щербаков: Позиция ГК «Автодор» вызывает вопросы у профессионального сообщества

, 10.10.2017

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) получила коллективную жалобу на ГК «Автодор» от «коллектива представителей профессионального дорожного сообщества». Дорожники жалуются на действия «Автодора», «указывающего на «наличие факта недопущения и ограничения конкуренции». Проблема в том, что госкомпания разрешает использовать только один тип модификатора (химического вещества, «скрепляющего» дорожное покрытие): резиновый термоэластопласт (РТЭП), хотя на рынке существуют сотни различных модификаторов битума и асфальтобетона.

Навязанная дорожникам добавка РТЭП, неоптимальна для климатических условий средней полосы России, что приводит к сокращению срока службы дорожного полотна на российских трассах в 2-3 раза ниже европейских. Эта добавка резко снижает сопротивляемость асфальтобетона к разрушениям при низких температурах. РТЭП можно использовать только на юге России, в 4-5 климатических зонах, но никак не в средней полосе и тем более на севере. Дорожное покрытие из «автодоровских» асфальтобетонных смесей через 3-5 лет эксплуатации начинает деградировать: образуются трещины, выбоины, наплывы, волны, колеи, знакомые каждому водителю.

Однако решения в утвержденной проектной документации компании не позволяют достичь данной долговечности. Если дорога строится не в Краснодаре или Ростове-на-Дону, гораздо эффективнее использовать другие модификаторы, благо их достаточно на рынке. Например, полимерно-битумные модификаторы или модификаторы на основе резиновой крошки, для производства которых используются изношенные автомобильные покрышки.

Проблемы дорожной отрасли обсуждались весной 2017 года в Санкт-Петербурге на международной конференции «Битум и ПБВ: Актуальные вопросы 2017», организованной ООО «Газпромнефть. Битумные материалы» и ПАО «НК «Роснефть». Рабочая группа из числа производителей битума, ПБВ и других модификаторов рекомендовала ГК «Автодор» приостановить действие ряда стандартов до проведения сопоставительных межлабораторных испытаний асфальтобетонов на основе РТЭП, ПБВ и других модификаторов, то есть до накопления релевантной статистики результатов испытаний асфальтобетонов.

Странная позиция руководства ГК «Автодор» по навязыванию РТЭП очевидно ошибочна и ведет к ущербу интересам государства, особенно в свете последних решений правительства по увеличению объемов финансирования и развития дорожно-транспортной инфраструктуры страны на ближайшие пять лет.

Михаил Щербаков, эксперт Центра «За безопасность российских дорог»