Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Эксперты

Игорь Моржаретто о том, что простые решения уже не работают. Наступило время растерянности

Игорь Моржаретто о том, что простые решения уже не работают. Наступило время растерянности

Игорь Моржаретто, шеф-редактор радио «Автодор», автомобильный обозреватель «Вести ФМ» и партнер аналитического агентства «Автостат» , 25.02.2020
- Игорь, ты один из самых известных и активных журналистов в России, кто погружен в тему безопасности дорожного движения. Расскажи, какой путь мы прошли в этой сфере за последние 20 лет.

- У меня впечатление, что развитие идет достаточно сумбурно. Возьмем, к примеру, КОАП. По сути, он был написан еще в советские времена. Дальше в этот документ хаотично вносились изменения. Однако заложенные в нем советские правила игры остались. И так во многом другом. Нет ощущения целостности системы.

- Чем тебе не угодили советские принципы?

- С точки зрения советской идеологии, владелец частной собственности - враг. Он же сволочь изначально,  и поэтому надо его воспитывать, бить его по голове, если он неправильно повернул, наказывать рублем. В итоге КОАП – это сугубо карательный документ. То же самое касается массы других законов, которые возникают странным образом на ровном месте иногда без связки с другими законами. Второй советский принцип касается отчетности перед начальством. Это целая система. Дается поручение чиновникам, а они не очень-то понимают, что с этим делать. Зато хорошо знают, как правильно отчитаться. В итоге законы и не работают.

- Приведи пример.

- В июне этого года вступает в силу новый закон о техосмотре. Принят был спешно прошлым летом. Его срочно спустили в Думу. Там не стали особенно заморачиваться, и проголосовали практически без изменений. Теперь встают в огромном количестве вопросы, и понятно, что в июне этот законопроект в силу не вступит. Потому что если он вступит, то техосмотр просто остановится. 

- В чем причина?

- Прежде чем принимать такой закон, надо было задать вопрос: почему люди не хотят проходить техосмотр? В нынешней системе проще заплатить 1000 рублей, и тебе на дом принесут диагностическую карту. Ездить никуда не надо! Сделайте так, чтобы человеку выгодно было техосмотр по-настоящему пройти. Простимулируйте! Вместо этого придумали новое наказание: штраф в 2 тысячи рублей.

- Странно у тебя получается. Эдак мы будем стимулировать людей, чтобы они никого не убивали. Закон есть закон. Разве нет?

- Нет, это немного разные вещи. С техосмотром не все так однозначно. От него в некоторых странах вообще отказались. Ведь в ПДД написано, что водитель отвечает за техническое состояние автомобиля, и прежде чем выехать на дорогу, он должен все проверить и убедиться и т.п. А если чего случится, изволь отвечать перед страховой компанией и перед пострадавшими. Этот пункт есть и в российских, и в немецких, и во французских, и в американских ПДД. 

- Я бы так сильно не полагался на осознанность наших водителей. Думаю, рано еще давать такую самостоятельность.

- Дело не только в этом. Проблема гораздо шире. Государство установило настолько низкие расценки за техосмотр, что выгоднее в этой ситуации просто продавать диагностическую карту. Человеку, который сидит на ТО, вообще нет смысла вставать со стула. Там ведь не просто надо подойти и посмотреть на машину. Надо проверить на стенде.

- Тонкий баланс между прибылью сервиса и доходами граждан не найден?

- Это еще не все. В законе сказано, что надо сертифицировать заново всю систему ТО. Причем не просто поменять документы, а приехать с комиссией в каждый отдельный пункт, которых у нас пять с половиной тысяч по стране. Проверить как работает оборудование, есть ли у мастеров соответствующая квалификация? Плюс по новой формуле рассчитать пропускную способность этого пункта. Такой  объем работ займет не один день. А у нас просто нет столько проверяющих, которые могли бы это к июню сделать! Банально нет людей. Депутаты, которые голосовали за закон, разве они не понимали, что это полная фикция? Похоже, им было все равно. Зато быстро отчитались о проделанной работе. А ты спрашивал, чем мне насолила советская система…

- Звучит убедительно. Ты в курсе, почему вообще возникла тема с техосмотром?

- Хороший вопрос. Если посмотреть статистику аварийности в России, то на долю ДТП по вине неудовлетворительного технического состояния автомобилей приходится от двух до трех процентов аварий. Причем цифра эта не меняется год от года, и вообще не зависит от того, как работает система техосмотра. Просто хаотично вдруг кому-то захотелось заняться темой. Я же говорю, нет ощущения целостности системы.

- Что ты скажешь о повышении штрафов за скорость?

- Вышел проект нового КОАПа, где вдруг в 10 раз увеличили наказание за превышение скорости. На основании чего вы так решили? На каком месте аварийность по причине превышения скорости? На шестом! Объясните, почему выезд на красный свет вы считаете не опасным, ведь там оставили старое наказание, а превышение скорости на 20 километров час уже пять тысяч? Я не понимаю.

- История аналогичная штрафу за парковку машин юридических лиц на газоне в 300 тысяч рублей…

- Именно так. Это при том, что у нас нет определения газона. Нет общедоступной схемы Москвы, где можно было бы понять: газон под тобой или нет. В департаменте природопользования она лежит, но нам ее не дают. 

- Вместе с тем, ты же помнишь 90-е годы. Мы прошли огромный путь от полного бесправия к цивилизованным отношениям с органами. Раньше по три раза в день тебя останавливал гаишник, проверял огнетушитель, аптечку… Сам оценивал люфт рулевого управления, держит ли ручник. Взятки не вымогали, их просто собирали конвейерным способом.

- Да, но сейчас маятник качнулся в другую сторону. Есть масса ситуаций, когда очень хочется увидеть гаишников на дороге. Мы по количеству видеокамер на единицу транспорта превысили все стандарты, у нас камер больше чем в любой стране Европы. А живых инспекторов не хватает! Во-первых, бандитизм на дорогах никуда не делся. Если раньше в 90-х, когда за мной гнались бандиты, я мог найти защиту на посту ГАИ, то сегодня постов почти не осталось. Камера – это хорошо. Но она не поймает пьяного, не остановит хулигана, который играет в шашечки. 

- Нам бы подошла американская система скрытого патрулирования на машинах без опознавательных знаков? 

- Не знаю, нужна ли американская система, но на прошлой неделе я был в Австрии, и обратил внимание, насколько у них увеличилось количество патрульных машин на трассах. На въезде и на выезде из города обязательно стоит машина. Видимо они пришли к выводу, что нужен таки живой человек. 

- Камеры свою роль сыграли… 

- Не спорю. У нас действительно уменьшилась смертность на дорогах.

- За двадцать лет более чем в два раза - с 35-ти тысяч до 16-ти...

- По сравнению с 90-ми многое кардинально изменилось. Многие процессы стали более приятными. Я помню времена когда на  регистрацию автомобиля надо было потратить два, а то и три дня. Очередь занимали глубокой ночью! Тот же бардак был и с техосмотром. С системой ОСАГО отработали все процедуры. Есть конечно косяки, но в основном более менее. По направлению к цивилизации мы медленно, но идем. Хотелось бы, правда, быстрее.

- Теперь давай о будущем. Что нас ждет в ближайшие двадцать лет?

- Нарисовать такую картину никто на сегодняшний день ни в одной стране мира не смог! Мы живем в переходный период. Сейчас никто не может сказать, что будет через десять лет. На глазах меняется отношение к автомобилю. Из товара, из средства передвижения, из мечты - как не назови – он превращается в услугу. Мир стремительно меняется. Автономный транспорт тоже не за горами. 

- Давай сузим взгляд. У властей Москвы есть свое понимание?

- В столице сейчас разрабатывается стратегия транспортного развития до 2030-го года. Я видел этот проект. В нем до 23-го года полная ясность. Мы построим столько-то километров дорог, столько-то развязок, запустим еще 37 станций метро, сделаем еще пару центральных диаметров. Это все понятно и нужно, но что дальше? Туман. Есть лишь некие благие пожелания, рассуждения. Никто в мире на сегодняшний день не осознал, что будет дальше! Трансформация идет слишком быстро. Возможно, даже автомобильных заводов не будет вообще. Их заменят небольшие ателье, собирающие машину под заказ из готовых модулей. Плюс меняется сам принцип мобильности. Даже в мэрии Москвы чиновникам предлагают частично работать на дому, дистанционно. Ты не поверишь, я встречаю недавно знакомого владельца Теслы, он говорит, что уже год ездит в офис на велосипеде… Так удобнее. Я сам автомобилист с 30 летним стажем, и у меня есть бесплатное парковочное место, но я начал ездить на работу на метро. 

- Насколько я знаю, ты встречался с главой ГИБДД и обсуждал, какие меры, кроме драконовских штрафов, могут помочь делу безопасности на дорогах. Чем все закончилось?

- Был много таких встреч с Черниковым. Он действительно считает, что время быстрых решений прошло. Наступил этап внедрения более сложных алгоритмов - только они и будут работать. Правда отчитаться по ним быстро не получится. Простым увеличением штрафа уже ничего не добьешься.  Условно говоря, в 90-е годы все ездили пьяные. Сегодня остался небольшой процент людей, кто никак не реагирует на штраф. Как с ним бороться? Ввести смертную казнь?

- В Белоруссии так думают…

- Остается долгая и сложная работа, начиная со школы. Нужна система воспитания. Учительница видит, что Иванов проявляет немотивированную агрессию в любой ситуации, значит с ним надо работать отдельно, надо думать, что с ним делать. Либо надо сделать так, чтобы Иванов никогда не попал за руль. В общем, сейчас время длинных программ и время растерянности, потому что никто не понимает, как будет развиваться наша мобильность. 

- Мне кажется всего два пути. Первый: машина не должна давать водителю нарушать ПДД на уровне бортового компьютера. Второй: водитель вообще должен исчезнуть и уступить место автономному транспорту.  

- Это в идеале… Мне понравилось выступление шведского эксперта (сейчас он отвечает за программу «цель ноль»). Он сказал, мы пришли к пониманию, что идеального водителя не бывает. У человека есть право на ошибку. Даже самый лучший водитель иногда глупости совершает. Поэтому система организации движения должна быть такой, чтобы не было возможности ошибиться. Отсюда вырастает система успокоения движения в городе. В шведских городах быстрее 50-ти не поедешь, а где-то и больше 30-ти не разогнаться. 

- Ты – член рабочей группы при МВД по разработке замечаний к проекту КОАПа. Расскажи, как идет обсуждение с общественниками.

- Группой руководит Петр Шкуматов. Организовали ее активисты ОНФ. Предложений высказывается очень много. Есть довольно интересные. Пока не могу сказать, чем это закончится. У меня двойственное впечатление. С одной стороны, есть сомнения, что нас услышат. С другой, надеюсь…