Аналитика
Дороги на вечной мерзлоте
08.10.2015
Строительство в условиях изменяющейся арктической мерзлоты требует новых расчетных норм, материалов и подготовки инженеров, сообщил на заседании госкомиссии по Арктике в Сочи вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Растепление континентальной многолетней мерзлоты приводит к деформации оснований под сооружениями и приводит к их разрушению.
Представители Норильска неоднократно на разных уровнях поднимали проблему деградации многолетнемерзлых грунтов, ее обсуждали на региональной Полярной комиссии, на Красноярском экономическом форуме 2015 года. Глава Норильска Олег Курилов считает необходимым включить в программу социально-экономического развития Арктической зоны России подпрограмму, содержащую комплекс мероприятий по изучению и сохранению вечной мерзлоты, мониторингу ее нынешнего состояния, в том числе вопросы перспективного строительства на ней.
После ликвидации в Норильске отдела научно-исследовательского института им. Герсеванова исследования вечной мерзлоты в городе не проводятся, хотя имеющие данные говорят о возрастании температуры грунтов в Норильске все последние десятилетия. С 1955 года по 1985 год в интервале глубин 20–60 м температура многолетнемерзлых пород в центре Норильска повысилась на 0,5–1 °С. На вершине горы Рудной в скважине глубиной 135 м измерения выявили повышение температуры грунтов за последние 50 лет от минус 3,5–4 °С до минус 1,5–2 °С. По прогнозам вследствие глобального потепления к 2020 году в два раза сократится период доремонтной эксплуатации зданий.
Дмитрий Рогозин заявил о необходимости разработки научно обоснованных методик мониторинга изменений мерзлоты и ее несущей способности, правил расчета и проектирования зданий и сооружений в условиях вечно мерзлотных грунтов. "Не стоит забывать и о подготовке квалифицированных инженерных кадров", – сказал вице-премьер.
Проблема строительства в районах вечной мерзлоты снова стала актуальной в связи с планами освоения Арктики в соответствии с госпрограммой «Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года». В концепции развития Арктической зоны до 2020 года обозначен проект строительства железной дороги до Игарки, но, считает Олег Курилов, эта дорога не будет в достаточной степени загружена, если ее будет использовать только один Норильский промышленный район.
Существующая в Норильске железная дорога сейчас используется в основном для нужд Норильского комбината и для перевозки грузов для города, рассказал глава Норильска. Для перевозки пассажиров эту дорогу использовали, когда не было дороги от Норильска до порта Дудинка и от Норильска до аэропорта. Сейчас все перевозки между городом и этими транспортными узлами осуществляются автомобильным транспортом. Но в пургу движение по автодорогам зарывается, а железная дорога способна работать в любую погоду.
Транспортная проблема Арктики в том, что все вопросы завоза оборудования и продовольствия здесь решаются с помощью перевозок по Северному морскому пути и самолетами. Внутренние автодороги существуют только в редких крупных населенных пунктах, вроде Норильска. Северяне мечтают о постоянной автомобильной связи арктических поселений с Большой землей, как когда-то об этом мечтали жители Дальнего Востока.
Представители Норильска неоднократно на разных уровнях поднимали проблему деградации многолетнемерзлых грунтов, ее обсуждали на региональной Полярной комиссии, на Красноярском экономическом форуме 2015 года. Глава Норильска Олег Курилов считает необходимым включить в программу социально-экономического развития Арктической зоны России подпрограмму, содержащую комплекс мероприятий по изучению и сохранению вечной мерзлоты, мониторингу ее нынешнего состояния, в том числе вопросы перспективного строительства на ней.
После ликвидации в Норильске отдела научно-исследовательского института им. Герсеванова исследования вечной мерзлоты в городе не проводятся, хотя имеющие данные говорят о возрастании температуры грунтов в Норильске все последние десятилетия. С 1955 года по 1985 год в интервале глубин 20–60 м температура многолетнемерзлых пород в центре Норильска повысилась на 0,5–1 °С. На вершине горы Рудной в скважине глубиной 135 м измерения выявили повышение температуры грунтов за последние 50 лет от минус 3,5–4 °С до минус 1,5–2 °С. По прогнозам вследствие глобального потепления к 2020 году в два раза сократится период доремонтной эксплуатации зданий.
Дмитрий Рогозин заявил о необходимости разработки научно обоснованных методик мониторинга изменений мерзлоты и ее несущей способности, правил расчета и проектирования зданий и сооружений в условиях вечно мерзлотных грунтов. "Не стоит забывать и о подготовке квалифицированных инженерных кадров", – сказал вице-премьер.
Проблема строительства в районах вечной мерзлоты снова стала актуальной в связи с планами освоения Арктики в соответствии с госпрограммой «Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года». В концепции развития Арктической зоны до 2020 года обозначен проект строительства железной дороги до Игарки, но, считает Олег Курилов, эта дорога не будет в достаточной степени загружена, если ее будет использовать только один Норильский промышленный район.
Существующая в Норильске железная дорога сейчас используется в основном для нужд Норильского комбината и для перевозки грузов для города, рассказал глава Норильска. Для перевозки пассажиров эту дорогу использовали, когда не было дороги от Норильска до порта Дудинка и от Норильска до аэропорта. Сейчас все перевозки между городом и этими транспортными узлами осуществляются автомобильным транспортом. Но в пургу движение по автодорогам зарывается, а железная дорога способна работать в любую погоду.
Транспортная проблема Арктики в том, что все вопросы завоза оборудования и продовольствия здесь решаются с помощью перевозок по Северному морскому пути и самолетами. Внутренние автодороги существуют только в редких крупных населенных пунктах, вроде Норильска. Северяне мечтают о постоянной автомобильной связи арктических поселений с Большой землей, как когда-то об этом мечтали жители Дальнего Востока.