Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Дороги на вечной мерзлоте

Дороги на вечной мерзлоте

08.10.2015
Строительство в условиях изменяющейся арктической мерзлоты требует новых расчетных норм, материалов и подготовки инженеров, сообщил на заседании госкомиссии по Арктике в Сочи вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин. Растепление континентальной многолетней мерзлоты приводит к деформации оснований под сооружениями и приводит к их разрушению. 

Представители Норильска неоднократно на разных уровнях поднимали проблему деградации многолетнемерзлых грунтов, ее обсуждали на региональной Полярной комиссии, на Красноярском экономическом форуме 2015 года. Глава Норильска Олег Курилов считает необходимым включить в программу социально-экономического развития Арктической зоны России подпрограмму, содержащую комплекс мероприятий по изучению и сохранению вечной мерзлоты, мониторингу ее нынешнего состояния, в том числе вопросы перспективного строительства на ней. 

После ликвидации в Норильске отдела научно-исследовательского института им. Герсеванова исследования вечной мерзлоты в городе не проводятся, хотя имеющие данные говорят о возрастании температуры грунтов в Норильске все последние десятилетия. С 1955 года по 1985 год в интервале глубин 20–60 м температура многолетнемерзлых пород в центре Норильска повысилась на 0,5–1 °С. На вершине горы Рудной в скважине глубиной 135 м измерения выявили повышение температуры грунтов за последние 50 лет от минус 3,5–4 °С до минус 1,5–2 °С. По прогнозам вследствие глобального потепления к 2020 году в два раза сократится период доремонтной эксплуатации зданий. 
Дмитрий Рогозин заявил о необходимости разработки научно обоснованных методик мониторинга изменений мерзлоты и ее несущей способности, правил расчета и проектирования зданий и сооружений в условиях вечно мерзлотных грунтов. "Не стоит забывать и о подготовке квалифицированных инженерных кадров", – сказал вице-премьер.

Проблема строительства в районах вечной мерзлоты снова стала актуальной в связи с планами освоения Арктики в соответствии с госпрограммой «Социально-экономическое развитие арктической зоны России на период до 2020 года». В концепции развития Арктической зоны до 2020 года обозначен проект строительства железной дороги до Игарки, но, считает Олег Курилов, эта дорога не будет в достаточной степени загружена, если ее будет использовать только один Норильский промышленный район.  

Существующая в Норильске железная дорога сейчас используется в основном для нужд Норильского комбината и для перевозки грузов для города, рассказал глава Норильска. Для перевозки пассажиров эту дорогу использовали, когда не было дороги от Норильска до порта Дудинка и от Норильска до аэропорта. Сейчас все перевозки между городом и этими транспортными узлами осуществляются автомобильным транспортом. Но в пургу движение по автодорогам зарывается, а железная дорога способна работать в любую погоду. 

Транспортная проблема Арктики в том, что все вопросы завоза оборудования и продовольствия здесь решаются с помощью перевозок по Северному морскому пути и самолетами. Внутренние автодороги существуют только в редких крупных населенных пунктах, вроде Норильска. Северяне мечтают о постоянной автомобильной связи арктических поселений с Большой землей, как когда-то об этом мечтали жители Дальнего Востока.