Мы в Facebook Мы вКонтакте Мы в Twitter

Аналитика

Кто купит инфраструктурные облигации?

Кто купит инфраструктурные облигации?

10.09.2020

В правительстве России готовят размещение инфраструктурных облигаций (ИО) объемом порядка 300 миллиардов рублей для финансирования инфраструктурных проектов. Одним из проектов, на которые займут деньги, станет дорога в Китай.
Бюджет сможет покрыть не более половины от необходимого количества средств, поэтому сейчас ведется отбор проектов, которые возможно было бы проинвестировать с привлечением частных инвестиций.
Председатель правления «Автодора» Вячеслав Петушенко ранее сообщил, что до 2024 года организации необходимо внебюджетное финансирование в объеме 400 миллиардов рублей. Такие цифры вытекают из программы строительства дорог до 2030 года, которая обойдется в триллион рублей.

МРОЦ «За безопасность российских дорог» попросил экспертов ответить на такие вопросы:
- Насколько реальны планы привлечения частных инвестиций в дорожное строительство?
- Кто может стать покупателями ИО?
- При каких условиях размещения ИО могут привлечь инвесторов?
- Из каких источников возможно погашение процентов по этим облигациям и самих облигаций?
- Обязательны ли госгарантии ИО, чтобы они могли привлечь инвесторов?

«Оптимальной была бы реализация проектов ИО в формате «контракта жизненного цикла»

Александр Воротников, эксперт по ГЧП Проектного офиса развития Арктики (www.porarctic.ru)

"Немного к истории вопроса. Впервые об инфраструктурной ипотеке (ИИ), более развитом механизме ГЧП, иногда даже говорят ГЧП 2.0, Президент России заявил в 2017 г. на ПМЭФ-2017. МЭР развернуло работу по подготовке законодательства для реализации ИИ в России. И одним из инструментов финансирования проектов ИИ, еще в 2017 г., были предложены ИО. Ничего нового в этом инструменте финансирования нет. Мир давно использует облигационное финансирование проектов ГЧП, в том числе и проектное.

В России рынок инфраструктурных проектных облигаций пока остается неразвитым и представлен в основном концессионными облигациями, другие виды облигаций для финансирования инфраструктуры практически не используются.

Совершенно очевидно, что обслуживание облигаций будет происходить из средств, которые генерирует сам проект! Иначе проект не будет выгоден ни инвестору, ни банку. И естественно, это скажется на стоимости строительства дорог на условиях ГЧП и последующего проезда по этим дорогам. Однако у государства существует механизм, который позволит снизить стоимость повысить привлекательность ИО. Так, например, правительством России принято постановление, которое утвердило «Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий» в рамках реализации национального проекта «Экология». Такие субсидии можно предоставлять и в случае выше указанных проектов. А также необходима государственная поддержка пилотных проектов в рамках механизма возмещения затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов в указанных сферах.

На мой взгляд, оптимальным в данном случае, была реализация этих проектов в формате «контракта жизненного цикла». Это также сделало бы проекты более устойчивыми и привлекло внимание инвесторов!

Конечно, частный инвестор не готов покупать ИО. Для этого у него не хватит компетенции, и опыта работы с облигациями. Во всем мире ИО покупают пенсионные фонды, а в их состав и входят индивидуальные члены. Хотя, частный инвестор сможет покупать ИО, при соответствующей поддержке государства это вполне реально.

 

«Если доходность ИО будет гарантирована государством, то такие бумаги будут широко востребованы участниками строительного рынка»

Александра Белоус, СРО АСО ПОСО

Мы, как представители сферы саморегулирования в строительстве, приветствуем и поддерживаем инициативу главы государства по внедрению на российском рынке такого важного финансового инструмента, как инфраструктурные облигации или бонды.

Передовой опыт развитых стран Запада и Юго-Восточной Азии, таких как США, Австралия, Южная Корея, даже Казахстан, показывает, что инфраструктурные облигации, главным образом в виде муниципальных целевых бондов (municipal bonds) активно способствуют развитию инфраструктуры на локальном и региональном уровне. Например, в США за счет инфраструктурных облигаций, выпускаемых как штатами, и конкретными округами, финансируется уже больше половины строительных и инфраструктурных проектов. Это очень позитивный пример и эффективный механизм государственно-частного партнерства.

Со стороны СРО есть готовность инвестировать часть своих финансовых резервов в покупку инфраструктурных облигаций, если доходность по ним будет выше, чем по депозитам. Но здесь важнейшим вопросом является надежность такого рода финансовых инструментов. Если доходность будет гарантирована государством, то такие бумаги будут широко востребованы участниками строительного рынка, в том числе СРО.

Кроме того, важно, чтобы это были облигации, выпускаемые под конкретный проект и, соответственно, обеспеченные государством или конкретным источником дохода, так называемые revenue bonds. Это весьма надежный и популярный на Западе инструмент, за счет такого рода ценных бумаг реализуются почти все крупные инфраструктурные проекты.

Более того, покупка СРО инфраструктурных облигаций была бы гораздо более действенной мерой поддержки предприятий строительной отрасли, чем, например, продвигаемые НОСТРОЙ займы за счет компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств.

«Гарантии ДОМ.РФ могут сделать привлекательными ИО для населения при сохранении разумного процента по доходам»

Цыганов Александр Андреевич, проф., заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости, Финансовый университет при Правительстве России

Инфраструктурные облигации − это уже не новый для России финансовый инструмент, о них впервые активно заговорили в 2010-х гг., когда их стали использовать для финансирования строительства автодорог. Из-за недостаточного развития рынка ценных бумаг в России, малого участия населения, снижения активности зарубежных инвесторов опыт не получил широкого распространения. Зато в мире такие облигации используются уже довольно давно и часто успешно, есть положительный опыт выпуска муниципальных облигаций для финансирования городской инфраструктуры.

Интересна практика страхования муниципальных облигаций, когда страховая компания страхует риски возможного дефолта или задержек выплат дохода по облигациям для их покупателей, а высокий рейтинг страховщика переносится на ценную бумагу. Это позволяет привлечь осторожных инвесторов и сделать облигации привлекательными не за счет увеличения дохода, а снижения риска. В России уровень доверия к страховщикам пока не столь высок, но этот путь возможен при привлечении ДОМ.РФ, имеющего высокую репутацию. Поэтому гарантии ДОМ.РФ могут сделать привлекательными ценные бумаги для населения при сохранении разумного процента по доходам.

«Условия выпуска «народных» облигаций должны предусматривать более низкие номиналы, чтобы обеспечить их доступность для частных инвесторов и доходность, превышающую среднюю доходность по банковским депозитам»

Алла Дворецкая, заведующий кафедрой экономики и финансов факультета экономических и социальных наук (ФЭСН) РАНХиГС

Правительственные ОФЗ для юридических и частных лиц ориентированы на восполнение дефицита бюджета и, как правило, имеют невысокую доходность и низкие риски. В отличие от ОФЗ, в ИО, в конечном счете, тоже заинтересовано государство, поскольку ими обеспечивается финансирование дорожной, коммунальной, социальной и иной инфраструктуры.

За рубежом такие облигации довольно развиты (США, Канада, Индия, Южная Корея, Казахстан). Эмитентами являются не только госорганы, муниципалитеты, но и банки, корпорации. В облигации активно вкладываются институциональные инвесторы – банки, пенсионные фонды и страховые компании. Часто их выпуск имеет налоговые преференции и гарантии местного законодательства по их погашению. Этот подход могут взять на вооружение и наши власти.

ИО облигации выпускаются для проектов, реализуемых в формате государственно-частного партнерства или в рамках концессионных соглашений. Здесь уже возникают риски более высокого уровня для разных участников таких соглашений, что определяет условия выпуска.

Условия выпуска «народных» облигаций должны предусматривать более низкие номиналы, чтобы обеспечить их доступность для частных инвесторов и доходность, превышающую среднюю доходность по банковским депозитам, что сможет частично компенсировать незащищенность вложений в облигации, в отличие от страхования депозитов в банках. С другой стороны, у людей есть возможность открыть индивидуальные инвестиционные счета с получением налогового вычета и выбрать ПИФ, который будет инвестировать их средства в инфраструктурные облигации.

Для юридических лиц (преимущественно банков) возможен выпуск отдельных траншей с более высокими номиналами и доходностью. В обоих случаях сроки облигаций определяются длительностью реализации проектов.

Например, трасса Москва-Казань, по последним опубликованным данным (май 2020 г.), обойдется минимум в 730 млрд руб., но ее строительство имеет сложную структуру финансирования из разных источников. Можно предположить, что примерно четверть этой суммы может быть обеспечена путем эмиссии инфраструктурных облигаций.

Как правило, облигации обеспечиваются активами, создаваемыми в рамках проекта, платежами потребителей за пользование инфраструктурными объектами. «Коммунальные» и «инженерные» облигации будут обслуживаться за счет местных бюджетов, в который будут поступать более высокие суммы платежей за пользование более совершенной инфраструктурой. Пользователями являются не только частные лица, но и огромное число предприятий, которые косвенно и внесут основной вклад в обслуживание облигаций.

«Транспортные» облигации будут погашаться, в том числе, и за счет платных дорог, но плотный трафик и высокая загруженность позволят выйти на адекватный уровень платы проезда.

«Привлечь частного инвестора в инфраструктурные облигации сложно, но можно»

Екатерина Косарева, управляющий партнёр аналитического агентства WMT Consult. Привлечь частного инвестора в инфраструктурные облигации сложно, но можно.

Во-первых, предложить более выгодные условия по сравнению с облигациями ОФЗ, возможно попытаться сделать инфраструктурные облигации «вечными» с правом выкупа эмитентом.

Во-вторых, сделать облигации доступными для частного инвестирования, то есть снизить стоимость единицы до стандартных 1000 рублей или 10 000 рублей. «Вечные» облигации на данный момент очень дорогие: например, СГБ-01 – от 10 млн рублей за акцию под 10-процентный купон.

В-третьих, обеспечить высокую ставку, фиксированную или плавающую, которая зависит, например, от уровня инфляции плюс 1% и более. Однако слишком привлекательное предложение может оттолкнуть серьезных инвесторов из-за высоких рисков.

В-четвертых, периодическая выплата накопленного купонного дохода (НКД). Известно, что инфраструктурные облигации одни из самых долгоиграющих: на 15-20 и более лет, и ждать весь срок до полного погашения готовы немногие.

В-пятых, инвесторов может заинтересовать государственная гарантия или страхование на случай невыплат. Однако этот механизм требует тщательной проработки в законодательстве.

В-шестых, прозрачность. Если прописать и показать инвестору все источники выплаты купонов, в том числе страховочные и запасные, он придет охотнее.

«Всё зависит от поставленной цели — привлечь можно любую необходимую сумму»

Игорь Исаев, УК ФБ «Август»

Управляющие компании могут привлекать частных лиц к покупке инфраструктурных облигаций через формирование портфелей (стратегий), включающих в себя эти облигации. В качестве примера — стратегия "Государственный и субфедеральный долг" ФБ «Август» https://www.fbaugust.ru/data/promo/strategia-gosdolg.pdf. Портфель сформирован из ряда облигаций, обеспечивающих доходность в 6-7% годовых в рублях. Ввиду того, что ставки по депозитам существенно понизились, данный портфель и любые его аналоги будет интересен широкому кругу инвесторов разного масштаба. Привлечение частных инвесторов к покупке инфраструктурных облигаций можно осуществлять аналогичным образом.

Пример 2: если же нужна "вишенка", "изюминка", "фишка", которая сработает быстро — привлечёт инвесторов оперативно, УК могут создавать комбинированные стратегии/портфели с более высокой доходностью, при этом включая в них облигации данного вида. Пример: стратегия "Динамический портфель" УК ФБ «Август» обеспечивает инвестору доходность в 15-20% годовых в условиях современного рынка. Инвестирование осуществляется сначала в акции топовых российских компаний, затем "перетекают" в облигации. Таким образом существенный прирост капитала происходит на старте, после чего доходность стабилизируется и риск сводится к нулю. Подробнее о стратегии см. https://www.fbaugust.ru/data/promo/strategia-dinamicheskiy-portfel.pdf.

Привлеченная сумма с помощью ИО зависит от поставленной цели — привлечь можно любую необходимую сумму. Скорее, вопрос в том, как, а не сколько. Рынок российских инвесторов сильно диверсифицирован. До обвала процентных ставок по депозитам на банковских вкладах было порядка 32 трлн рублей. То есть сейчас у управляющих компаний и проектов есть отличная возможность привлечения этих инвесторов под свои проекты (портфели в случае УК). Поэтому разумнее исходить из цели — необходимой суммы, а затем прорабатывать эффективную стратегию привлечения средств под каждую группу целевой аудитории инвесторов.

«Наличие госгарантий может приравнять доходность инфраструктурных облигаций к доходности гособлигаций»

Стаценко Сергей, инвестиционный советник

Доходность и государственные гарантии по обеспечению возвратности средств могут стать привлекательным фактором для частных инвестиций в ИО. Чтобы обеспечить более высокую доходность, чем по государственным облигациям нужно, чтобы инфраструктурные проекты действительно были экономически целесообразными и востребованными. Но наличие госгарантий может приравнять доходность инфраструктурных облигаций к доходности гособлигаций.

Одним из примеров инфраструктурных облигаций в России могут быть облигации, размещенные ОАО "Главная дорога" в целях реализации концессионного соглашения о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе нового выхода на Московскую кольцевую автомобильную дорогу с федеральной автомобильной дороги М-1 "Беларусь" Москва – Минск" В обращении сейчас находится 3 выпуска на сумму 17,5 млрд руб. По облигациям предусмотрена госгарантия, вследствие чего, доходность ставки купона находится на уровне гособлигаций.

На мой взгляд, финансирование инфраструктурных проектов, в основном, должно осуществляться за счет федеральных или региональных бюджетных средств, т.к. данная сфера потенциально невыгодна для коммерческого использования. В данном случае могут быть выпущены облигации на финансирование проекта, но выплаты на обслуживание и погашение долга должны, в основном, поступать за счет средств формируемого из налогов бюджета.

Отдельные проекты с высокой нормой доходности можно предлагать частным и институциональным инвесторам без предоставления гарантий, чтобы обеспечить более высокую доходность инфраструктурных облигаций по сравнению с гособлигациями.

 


В настоящее время в правительстве прорабатываются поручения президента России по привлечению внебюджетных средств на проекты, связанные с инфраструктурой, в частности, на строительство дорог. Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» попросил экспертов высказать свое мнение по этой проблеме.